План-конспект урока по химии на тему "Массовая доля химического элемента в соединении" (8 класс). Урок химии "массовая доля элемента в веществе" Урок по теме массовые доли хим элементов

Зная химическую формулу, можно вычислить массовую долю химических элементов в веществе. элемента в вещества обозначается греч. буквой «омега» - ω Э/В и рассчитывается по формуле:

где k - число атомов этого элемента в молекуле.

Какова массовая доля водорода и кислорода в воде (Н 2 О)?

Решение:

M r (Н 2 О) = 2*А r (Н) + 1*А r (О) = 2*1 + 1* 16 = 18

2) Вычисляем массовую долю водорода в воде:

3) Вычисляем массовую долю кислорода в воде. Так как в состав воды входят атомы только двух химических элементов, массовая доля кислорода будет равна:

Рис. 1. Оформление решения задачи 1

Рассчитайте массовую долю элементов в веществе H 3 PO 4 .

1) Вычисляем относительную молекулярную массу вещества:

M r (Н 3 РО 4) = 3*А r (Н) + 1*А r (Р) + 4*А r (О)= 3*1 + 1* 31 +4*16 = 98

2) Вычисляем массовую долю водорода в веществе:

3) Вычисляем массовую долю фосфора в веществе:

4) Вычисляем массовую долю кислорода в веществе:

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. - М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.34-36)

3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§15)

4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

4. Видеоурок по теме «Массовая доля химического элемента в веществе» ().

Домашнее задание

1. с.78 № 2 из учебника «Химия: 8-й класс» (П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005).

2. с. 34-36 №№ 3,5 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

П л а н – к о н с п е к т у р о к а п о

х и м и и в 7 к л а с с е п о т е м е:

« МАССОВАЯ Д О Л Я Э Л Е М Е Н Т А

В С Л О Ж Н О М В Е Щ Е С Т В Е.

Р Е Ш Е Н И Е З А Д А Ч »

Учитель первой квалификационной

Тема урока : Массовая доля элемента в сложном веществе. Решения

задач.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о химических формулах,

качественном и количественном составе веществ; развивать навыки

решения задач с использованием массовой доли элемента в веществе; ознакомиться со способами нахождения формул веществ по данным о массовых долях элементов.

Оборудование : периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карточки с заданием для фронтальной работы, алгоритмы.

Базовые понятия и термины : относительная формульная и относительная молекулярная массы, массовая доля элемента, простые и сложные вещества,

химическая формула.

Тип урока : углубление и корректировка знаний, закрепления практических умений и навыков.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративные; практические: решение задач; репродуктивные; частично-поисковые.

Структура урока

И. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация опорных знаний учеников

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся

V. Домашнее задание

VI. Подведение итогов урока

Ход урока

«Умение решать задачи – это искусство, что приобретается практикой»

1. Организационный этап

Сегодня мы с вами совершим восхождение на вершину знаний, приобретем практические навыки использовать эти знания, и сделаем все возможное, чтобы знания не стали той злосчастною грудой камней. Готовы ли вы к увлекательному восхождению? Имеете ли вы желание покорять вершины? Покажите, пожалуйста, свое настроение с помощью карточек – «смайликов».

II. Проверка домашнего задания.

Для успешного восхождения на вершину знаний, необходимо иметь хорошую подготовку, иметь необходимые знания и навыки, которые нужны для освоения материала. Давайте проверим, насколько мы готовы к восхождению на вершину, к восприятию новых знаний. Какими знаниями мы уже обладаем, и чем нам необходимо овладеть.

Проводится проверка выполнения письменных домашних заданий.

Задача №1

Задача №2

m(Na) : m(Br) =23:80

Задача №3

m(P) : m(H) =31: 3

Задача №4

m(Cr) : m(O) = 52:48 = 26:24 =13:12

III. Актуализация опорных знаний учеников

Мы постепенно начинаем подниматься на вершину знаний. Но для такого тяжелого пути нам необходимо иметь орудия, то есть вспомнить некоторые сведения, которые понадобятся при изучении темы.

Дайте определение понятия « относительная молекулярная масса». Как ее вычисляют?

Дайте определение понятия «массовая доля элемента в веществе». Как ее вычисляют?

Запишите формулы для вычисления массовой доли элемента и массы элемента.

Какие величины необходимо знать для вычисления массовой доли элемента по химической формуле?

Как найти относительную атомную массу?

По каким данным записывают химические формулы?

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся

Перед нами вершина знаний. На прошлом уроке мы уже освоили основные приемы решения задач по формуле вещества, и каждый из вас достиг некоторых высот на этой вершине. Кое-кто находится у подножия горы (средний уровень), кто достиг самого пика - вершины знаний. И сегодня мы должны подняться как можно выше, научиться находить массовые доли элементов в веществах, вычислять массы элементов по их массовым долям, находить формулы веществ по данным о массовых долях элементов.

Посмотрите на альпиниста у подножия горы. Как вы думаете, ему нужны усилия, чтобы подняться на гору? А если без усилий двигаться по горе, то куда можно попасть? Поэтому сегодня на уроке, для того, чтобы не скатиться вниз, нам нужно будет приложить много усилий для решения упражнений, быть внимательными и настойчивыми в работе.

1.Решение задач с использованием понятия «массовая доля элемента»

Алгоритм 1

1.Записать сокращенное условие задачи. 2.Определить относительную молекулярную или формульную массу вещества. 3.Определить массовую долю искомого элемента вещества по формуле. 4.Записать ответ.

Для определения массовой доли элемента в соединении пользуются формулой:

ω% (Э) =

Где ω% (Э) – массовая доля элемента в соединении;

n - количество атомов элемента в соединении;

Ar (Э) – относительная атомная масса этого элемента;

Mr (вещества) – относительная молекулярная масса данного соединения.

Задача 1. а).Малахит – хрупкий минерал зеленого цвета, имеет формулу СиСО 3 (OH) 2 . Его считают русским камнем, слава его началась с 1635р. – после открытия уральских малахитовых рудников, которые сейчас полностью исчерпаны. Определите массовую долю всех элементов в этом соединении.

б) Магнезит имеет формулу МgСО 3 . Вычислить массовые доли элементов в минерале.

в) Изумруд – камень зеленого цвета, формула Be 3 Al 2 (SiO 3) 6 . В изумрудную чашу, по библейской легенде, собрали кровь Христа. Римский император Нерон через изумрудный монокль наблюдал как горит Рим. Определите массовую долю всех элементов в этом соединении.

Задача 2. а) Бирюза имеет голубой цвет благодаря наличию в этом соединении ионов меди. Она химически неустойчива: поглощает влагу, впитывает жиры, «боится» солнца, взаимодействует с углекислым газом, приобретая зеленый цвет. Камешек массой 208г содержит 16г атомов меди. Вычислите массовую долю меди в бирюзе.

б) Рубин, который в Древней Индии называли царем драгоценных камней - разновидность минерала корунда(Al 2 O 3). Его красный цвет обусловливают примеси атомов Хрома. Кристалл рубина массой 167г содержит 15г атомов Хрома. Вычислите массовую долю Хрома в этом кристалле.

2. Вычисление отношения масс элементов в сложном веществе по его формуле

Алгоритм

1.Записать сокращенное условие задачи.

2.Записать формулу для вычисления массовых соотношений элементов, указывая в скобках их символы:

m (А) : m (В) : m (С) = хМ(А) : уМ(В) : zМ(С)

4.Записать ответ.

Задача1. Найти массовое соотношение элементов в сульфате алюминия Al 2 (SO 4) 3 .

Задача 2. Найти массовое соотношение элементов в глюкозе С 12 Н 22 О 11

3. Вычисление массы элемента по известной массовой долей.

Алгоритм

1. Записать сокращенное условие задачи

2. Определить относительную молекулярную массу данного вещества

3. Определить массу элемента по формуле

m(Э) = W m(в)

4. Записать ответ

Задача 1. Гематит – полудрагоценный камень от черного до красного цвета, известный еще в Древнем Египте. Массовая доля Железа в нем 0,7. Вычислите массу Железа в камешке массой 50г.

Задача 2. А) Минерал сильвин, что имеет химическую формулу KCl, используют как калийное удобрение. Вычислите массу атомов Калия, которая содержится в 50г сильвина.

Б)Горный хрусталь – это кристаллический, прозрачный, бесцветный кварц с химической формулой SiO 2 . В древней Греции считали, что это окаменевшая хрустальная вода, которая совсем потеряла тепло. Какая масса Кремния содержится в кристалле горного хрусталя массой 200г?

4. Вычисление массы вещества по известной массовой долей элемента.

Алгоритм 1. Записать сокращенное условие задачи

2. Определить относительную молекулярную или формульную массу вещества

3.Зная массовую долю элемента и его массу в веществе, с помощью пропорции находим массу соединения.

4.Записываем ответ.

Задача 1. Сапфиры синего цвета издавна были «королевскими камнями» - символами мудрости, власти, победы. Это разновидность корунда с массовой долей Алюминия 52,9% и примесями Титана и Железа. Вычислите массу кристалла сапфира, в котором содержится 5,4 г атомов Алюминия.

Задача 2. Мрамор, известняк, кальцит и мел являются разновидностями соединения с химической формулой СаСО 3 . Определить, в какой массе этого соединения содержится 120г атомов Карбона.

5.Нахождение формул веществ по данным о массовых долях элементов.

Алгоритм

1.Записываем кратко условие задачи.

2.Определяем относительную молекулярную или формульную массу

данного вещества.

3.По формуле n=W Mr /Ar 100% можно определить количество атомов каждого элемента в формуле.

4. Записать ответ.

Задача1. Минерал пирит –руда, из которой получают железо. Она содержит 47% железа и 53% серы. Относительная формульная масса пирита равна 120. Определите формулу пирита.

Задача 2.Определите формулу гематита – соединения железа с кислородом, в котором массовая доля железа 70%.

6. Нахождение формулы вещества по массовым соотношениям элементов.

Алгоритм

    Записываем краткое условие задачи.

    Записать формулу для вычисления массовых соотношений элементов, указывая в скобках их символы:

m (А) : m (В) : m (С) = Х: У: Z,

    Перейти к массовым соотношениям, в которых бы содержалось целое количество атомов каждого вида.

    Записать формулу вещества.

Задача 1. Установить самую простую формулу вещества, в состав которой входят водород, углерод, кислород и азот в массовых соотношениях 1:3:4:7.

Задача2. Массовые соотношения меди, серы и кислорода равны 2:1:2. Вывести формулу вещества.

Самостоятельная работа.

1.Вычислить массовую долю меди в соединении CuSO 4

А) 20; Б) 40; В) 60; Г) 80

2. Массовая доля натрия в соде составляет 27%. Рассчитать массу

атомов натрия в соде массою 20г.

А)6,8; Б)8,2; В) 5,4; Г)3,6

А) 249; Б)124,5; В)150,9; Г)265,8

4. Вывести формулу пиролюзита, если известно, что в его состав входит марганец и кислород с массовыми долями 63% и 37%, а относительная формульная масса равна 87.

А)MnO ; Б)MnO 2 ;В) Mn 2 O 3 ; Г)Mn 2 O 7

А)22, Б)33, В)44, Г) 66

2.Массовая доля железа в сидерите составляет 48%. Рассчитать массу атомов железа в минерале массой 200г.

А)67,5; Б)56,8; В)62,5; Г)34,8

4.Установить формулу киновари, если известно, что в его состав входит ртуть и сера с массовыми долями 86% и 14%, а относительная формульная масса равна 233.

А)HgS; Hg 2 S HgS 2 Hg 2 S 3

Учитель. Каждое вещество имеет свою, только характерную для него химическую формулу, которая показывает качественный и количественный состав. По формуле можно дать название веществу. Кроме этого, по формуле находят ее относительную формульную массу и массовую долю элементов в соединении. Для описания вещества по формуле можно использовать такой план.

    Качественный состав вещества(элементы, которые его образуют).

    Сложное вещество или простое.

    Количественный состав(количество атомов каждого элемента в формульной единице).

    Соотношения атомов разных элементов в веществе.

    Относительная формульная масса.

    Массовая доля элементов в соединении.

Вот мы и на вершине знаний. Сегодня, каждый из вас завоевал свою маленькую победу. Давайте поставим свои флажки на ту высоту знаний, которой мы достигли на уроке.

V.Домашнее задание

Обучение это работа, которая начинается в школе, а заканчивается дома.

    Повторить §10

    Выполнить задание по карточкам

    Найти и подготовить интересную информацию для презентации о драгоценных камнях(легенды, исторические факты, влияние на здоровье, судьбу, талисманы)

Гаврилова Елена Ивановна

Учитель химии высшей кв. категории.

МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина

Предмет . Химия.

Тема урока: « Массовая доля элемента» .

8 КЛАСС.

УМК Г.Е. Рудзитис.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель : Сформировать навык решения задач на расчет доли и нахождение массы компонента раствора.

Задачи

Образовательные:

  • .Сформировать понятие массовой доли элемента;
  • Научить установлению простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Развивающие:

  • Развивать навыки логического мышления и интерес у школьников к химической науке.

Воспитательные:

  • Воспитывать личность с экологическим образом мышления.
  • Воспитывать в учащихся чувство товарищества и ответственности.

Планируемые результаты обучения:

предметные:

  • формирование систематизированных знаний о доле элемента в веществе;
  • развитие умения вычислять массовую долю в различных вещества;

метапредметные:

  • формирование компетентности в области использования полученных знаний на других учебных дисциплинах;

личностные:

  • формирование убежденности в необходимости химических знаний для жизни человека;

Средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Компьютер;
  3. Карточки;
  4. Форзац учебника с таблицей Д.И.Менделеева;
  5. Тетради;
  6. Таблица Д.И.Менделеева;
  7. Авторская презентация по теме «Массовая доля элемента в соединении».

Эпиграф к уроку:

Природа окружает нас загадкам и, и

попытка их решения принадлежит

К величайшим радостям жизни.

У.Рамзай

Этапы урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Проверяет готовность детей к уроку.

Приветствие, положительный настрой на урок.

Проверяют готовность к уроку.

2.Целеполагание и мотивация.

Создание стимуляционно-мотивирующей ситуации через систему вопросов :

Перед вами перечислены различные минералы, из которых можно получить железо.(FeO, Fe 2 O 3 , Fe 3 O 4 )

(на мультимедийном проекторе).

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой минерал наиболее выгодно использовать для получения железа.

Выдвигают свои предположения на поставленный вопрос.

Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока.

Как вы считаете, какова цель нашего урока.

Определяют цель урока

У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия, изученные ранее, вам помогут в достижении цели?

Химический элемент, химическая формула, относительная атомная и молекулярная масса.

3.Актуализация и контроль знаний.

Что мы можем сказать об этих минералах?

Состоят из атомов железа и кислорода

Можно ли по качественному и количественному составу ответить на поставленный вопрос

Коллективная работа

Молекулярную массу веществ

Проверка домашнего задания

На выданных карточках учащиеся рассчитывают молярную массу оксидов железа.После выполнения задания меняются карточками с соседом по парте и проверяют совместно с учителем.

3.Изучение нового учебного материала.

Организует беседу, используя информацию презентации, текст учебника и рабочую тетрадь. Контролирует «открытие» новых знаний. Корректирует их.

  • Как графически можно изобразить записанные формулы?
  • Что такое доля?

Проводит аналогию расчета доли вещества с математикой.

  • Какая величина является главной в химии
  • Чему равна атомная масса железа?
  • Как, исходя из знаний атомной и молекулярной массы, можно вывести формулу вещества?

Рассчитайте массовую долю железа в каждом веществе и сделайте и дайте ответ на поставленный вопрос (возврат к первому слайду)

Обсуждение выполненных заданий.

А влияет ли процесс добычи руды на окружающую среду?

Физкультминутка.

Давайте вспомним химические элементы. Я вам называю название, если оно совпадает с произношением - поднимаем правую руку, если нет - левую.

Обобщение и систематизация

Знакомит с новыми веществами в который встречается один и тот же химический элемент. Рассчитайте в каждом его массовую долю.

SО 2 и SО 3 ω (S) =

СО 2 и СО ω (С) =

ω (N) = НNО 3 , НNО 2

Выполните задания в рабочей тетради по закреплению материала.

Отвечают на предложенные вопросы.

Рисуют состав веществ разными цветами.

Часть от целого.

Учащиеся вспоминают как рассчитывается доля в математике.

Атомная масса элемента

Выводят совместно с учителем формулу вещества

ω=(Аr·n/Мr)·100%

Рассчитывают.

3 ученика работают у доски

Отвечают на вопрос

Выдвигают свои предположения

Физкультминутка.

Один из учеников по направлению учителя – называет правильное произношение.

Производят расчеты

Выполняют работу.

4.Рефлексия и подведение итогов урока.

Организует рефлексию и подведение итогов урока.

Если бы мама попросила вас написать ей смс о самом главном на уроке, что бы вы написали? Достигли ли мы поставленных целей?

Ребята, заканчивая урок, прошу наклеить выданный кружок на один из плакатов у выхода. (Все усвоили, усвоили недостаточно, требуется серьезная доработка).

Произносят свои ответы.

Оценивают свою работу в плакатах у выхода.

5.Информация о домашнем задании.

Предлагает задание в соответствии с возможностями:

1.Рассчитайте в каком из предложенных соединений (пероксид водорода, вода, серная кислота, оксид кальция, пероксид натрия-формулы записаны учителем) массовая доля кислорода наибольшая?

2.Найдите массовую долю каждого элемента в соединении (Fe 3 (PO 4 ) 2 *8H 2 O)

Осуществляют выбор домашнего задания в соответствии с собственными возможностями и способностями, и проявленным интересом к изученной теме.

Использована литература:

1. Химия, 8 класс, Неорганическая химия, 8 класс, Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., 2017.

2. Рабочая тетрадь. 8 класс.

3. Дидактические материалы. 8-9 классы.