Как менялись представления о вселенной. Презентация на тему "Как древние люди представляли себе Вселенную?" Как представляли космос древние люди

Когда-то в нежном возрасте, слыша в сказках выражение “на краю света”, я думала – где этот край и как он выглядит? Если это просто кончается Земля, и начинается пустота, то поставили ли там забор, чтобы никто не упал? Детство кончилось, я узнала о планетах и Солнечной системе , галактиках и Вселенной. Даже сейчас трудно представить себе необъятное и предположить, где край Вселенной . Наверное, в этом вопросе мы все, как древние люди, представляющие себе Землю и мироздание .

Как представляли мир наши предки


Научные попытки описания Вселенной

Некоторые народы продвинулись в познании мира глубже, чем удобная легенда из бабушкиных сказок. Самыми передовыми в этой сфере оказались:

  • Греки. Официально, они первыми предположили, что Земля круглая . Но их теория была геоцентрической – считалось, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Атомисты предположили, что наша система – не единственная, и представляли Вселенную как скопление систем, в чем были недалеки от истины.
  • Индусы . В Ведах и Пуранах в иносказательной форме описывалась модель Солнечной системы , как планеты, идущие вокруг Солнца , а само Солнце – вокруг Земли . По мере деградации жреческого уровня, проекционные рисунки сами служители стали воспринимать как плоские объекты, из чего и возникла версия о плоской Земле.
  • Римляне . Как и греки, утверждали геоцентрику Вселенной, при этом довольно точно просчитывая временную длину орбит планет и отдаленность их от Земли.

Сегодня

То, что сегодня известно многое и о нашей Солнечной системе , нашей и близлежащих галактиках, не дает уверенности в правильности наших представлений о Вселенной . Большинство из них просто догадки . Вполне возможно, что наши представления также попадут в чьи-то обсуждения лет через 300.

На данном уроке мы узнаем о том, что такое Вселенная, как она устроена. Мы откроем для себя мир загадочного и непостижимого космического пространства. Поговорим о том, как представляли себе Вселенную древние цивилизации. Познакомимся с учеными, представления которых заняли важное место в развитии науки.

Тема: Вселенная

Урок: Как древние люди представляли себе Вселенную

Как мы выяснили, методы познания могут быть разными. Задачи и цели, поставленные перед изучением, тоже различны. Но единственным самым важным останется интерес познания мира, Вселенной, живого и неживого. Что же такое Вселенная?

Определение. Вселенная - это безграничное космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.

Если вглядываться в звездное небо, то мы увидим различные звездные созвездия, солнечные системы, Луну - все они составляющие Вселенной, даже звезды, которые невозможно увидеть без помощи специальных приборов - телескопов (рис. 1).

В древние времена не существовало таких телескопов, и люди тысячелетиями наблюдали за движением Луны, Солнца, планет, поэтому понятно, что современные взгляды о строении Вселенной возникли не моментально, а складывались постепенно, и самые ранние воззрения значительно отличались от того, что мы знаем сегодня. Различные народы мира по-разному представляли Вселенную.

Согласно представлениям древних индийцев, наша Земля была, как полусфера, которая опиралась на спины огромных слонов, которые стояли на гигантской черепахе. Черепаха опиралась на змею, которая замыкала пространство и олицетворяла собой мир (рис. 2).

К примеру, египтяне иначе представляли себе устройство Вселенной. Их воззрения выражались в форме мифа.

Бог земли - Геб и богиня неба - Нут очень любили друг друга, и поэтому вначале наша Вселенная была слита воедино. Каждый вечер Нут рождала звезды, которые появлялись на небе. Каждое утро перед восходом солнца она проглатывала их. И так продолжалось изо дня в день, из года в год, пока Геб не начал раздражаться, из-за чего назвал Нут свиньей, которая поедает своих поросят. Тогда вмешался бог солнца - Ра и позвал бога ветра - Шу для того, чтобы он разделил небо и землю. Так Нут вознеслась на небо в виде коровы. Иногда на помощь своему мужу Шу приходила Технуд, но она очень быстро уставала поддерживать небесную корову и начинала плакать, а ее слезы падали дождем на землю (рис. 3).

Огромной горой представляли себе землю древние вавилоняне. На западе этой горы располагалась Вавилония, которую с востока окружали горы, а на юге было море. Море в целом окружало и всю эту гору, и на нем сверху, в виде перевернутой чаши, находилось небо. Жители Вавилонии думали, что на небе тоже есть суша и вода, возможно, даже есть жизнь. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Также они считали, что солнце выходит и входит обратно в море (рис. 4). Наблюдаемые явления природы они так и не смогли объяснить.

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой дождь или засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

Древние греки внесли большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной. Например, философ Фалес (рис. 5) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах. Пифагор (рис. 6) первым предположил, что наша Земля не плоская, а похожа на шар. А Аристотель (рис. 7) развивая эту гипотезу, создал новую модель мира, согласно которой в центре располагается неподвижная Земля и ее окружают восемь твердых и прозрачных сфер. Девятая - обеспечивала движение всех небесных сфер. По этим воззрениям к восьми сферам были прикреплены Солнце, Луна и известные на тот период планеты (рис. 8). Взгляды Аристотеля разделяли не все ученые. Ближе всех к истине подобрался Аристарх Самосский, потому что он считал, что в центре Вселенной располагается не Земля, а Солнце, но доказать это он не смог. Впоследствии его взгляды были забыты на долгие годы.

Воззрения Аристотеля на долгое время укрепились в науке, так, например древнегреческий ученый Клавдий Птолемей в центре Вселенной также располагал неподвижную Землю, вокруг которой вращались Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Вся Вселенная была ограничена сферой неподвижных звезд. Все эти воззрения ученый изложил в своем труде «Математическое построение в астрономии». Взгляды Клавдия Птолемея просуществовали более ХІІІ веков и долгое время являлись настольной книгой многих поколений астрономов.

Рис. 7

На следующем уроке мы поговорим о дальнейшем развитии взглядов на Вселенную.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Андреева А.Е. Природоведение 5. / Под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. - М.: Мнемозина.

3. Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение 5.- М.: Астрель.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - с. 150, задания и вопросы. 3.

2. Изложите интересные факты, которые касаются взглядов древних греков на строение Вселенной.

3. Представьте, что вам необходимо провести наблюдение за звездным небом. Продумайте и опишите последовательность действий, которые вы будете выполнять.

4. * Придумайте новую Вселенную. Опишите, что в ней находится. Как называются планеты и созвездия? Как они взаимодействуют между собой?

Первые же телескопические наблюдения Галилея привели к открытию пятен на Солнце. Однако их природа была непонятна первым наблюдателям. Во время полных солнечных затмений на краю Солнца наблюдались протуберанцы, напоминавшие огненные фонтаны.


Рисунок изображает вид Солнца согласно наблюдениям А. Кирхера и П. Шейнера в 1635 году по рисунку первого. Пятна на Солнце считались тогда разрывами во внешнем раскаленном слое Солнца, под которым расположены гораздо более холодные слои, пригодные для жизни. «Хвостатые светила» - кометы - в древности и в средние века наводили ужас на суеверных людей.

Даже люди, близкие к науке, изображали кометы в виде мечей, следуя уверениям цер­ковников, что они - знамения божьего гнева. Другие изображения более реалистичны. Для картины на открытке использованы изоб­ражения комет второй половины XV века.


Стоунхендж- обсерватория бронзового века. Это сооружение из гигантских камней с положенными на вертикально стоящие глыбы горизонтальными перекладинами находится на юге Англии.
Уже давно оно привлекало внимание ученых. Но лишь недавно современными методами археологии удалось доказать, что его строительство начато свыше 4000 лет назад, на границе каменного и бронзового веков. В плане Стоунхендж представляет собой ряд почти точных окружностей с общим центром, вдоль которых через равные интервалы поставлены громадные камни.

Внешний ряд камней имеет диаметр около 100 метров. Их расположение симметрично направлению на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния, а некоторые направления соответствуют направлениям на точки восхода и захода Солнца в дни равноденствий и в некоторые другие дни.

Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений, и для совершения каких-то обрядов культового характера, поскольку в те далекие эпохи небесным светилам приписывали божественное значение. Аналогичные сооружения обнаружены во многих местах Британских островов, а также в Бретани (северо-запад Франции) и на Оркнейских островах.

Представления о мире древних египтян. В своих представлениях об окружающем мире древние народы исходили, прежде всего, из показаний своих органов чувств: Земля казалась им плоской, а небо – громадным куполом, раскинувшимся над Землей.

На картине показано, как небесный свод опирается на четыре высокие горы, расположенные где-то на краю света! Египет нах-ся в центре Земли. Небесные светила как бы подвешены на своде.

В Древнем Египте существовал культ бога Солнца Ра, который объезжает небо на своей колеснице. Этот рисунок нах-ся на стене внутри одной из пирамид.


Представления о мире народов Междуречья. Близки к древнеегипетским были и представления халдеев – народов, населявших Междуречье, начиная с 7 века до н.э. По их воззрениям Вселенная была замкнутым миром, в центре которого находилась Земля, покоившаяся на поверхности мировых вод и представлявшая собой огромную гору.

Между Землей и "плотиной небес ” – высокой непроницаемой стеной, окружавшей мир, - находилось море, которое считалось запретным. Каждый, кто пытался бы исследовать его дали, был обречен на гибель. Небо халдеи считали большим куполом, возвышающимся над миром и опирающимся на "плотину небес”. Он сделан из твердого металла верховным бором Мардуком.

Днем небосвод отражал солнечный свет, а ночью служил темно-синим фоном для игры богов – планет, Луны и звезд.

Вселенная по представлению древних греков. Как и многие другие народы, они представляли себе Землю плоской. Такого мнения, например, придерживался и древнегреческий философ Фалес Милетский. Все явления природы он объяснил, исходя из единого материального начала, которым он считал воду. Земля он считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и заходят звезды.

Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу. Позднее пифагорейцы отошли от теории Фалеса, высказав предположение об округлости земли. А. Самосский утверждал, что Земля, вместе с другими планетами вращается вокруг солнца. За это он был подвергнут изгнанию.


Система мира по Аристотелю. Великий греческий философ Аристотель понимал, что Земля имеет форму шара и приводил одно из сильнейших доказательств этого- круглую форму тени Земли на Луне во время лунных затмений. Он понимал и то, что Луна темный шар, освещаемый Солнцем и обращающийся вокруг Земли. Но Аристотель считал Землю центром мира. Материю он полагал состоящей из четырех элементов, которые образуют четыре сферы: земли, воды, воздуха и огня. Еще дальше расположены сферы планет – семи светил, перемещающихся между звездами.

Еще дальше расположена сфера неподвижных звезд. Учения Аристотеля были прогрессивными с точки зрения науки, хотя его мировоззрение было идеалистическим, поскольку он признавал божественное начало. Позднее все это было использовано церковью против передовых идей сторонников гелиоцентрической системы устройства мира. Это водяные часы – основной прибор для измерения времени в древности наряду с солнечными часами.

Астрономические представления в Индии. В священных книгах древних индусов отражены их представления о строении мира, имеющие много общего с воззрениями египтян. Согласно этим представлениям, плоская Земля с громадной горой в центре поддерживается 4 слонами, которые стоят на огромной черепахе, плавающей в океане.

В 400-650 года в Индии был создан цикл математических и астрономических сочинений, так называемая СидХанта, написанная разными авторами. В этих работах мы уже встречаем картину мира с шарообразной Землей в центре и круговыми орбитами вокруг ее, близкую к системе мира Аристотеля и слегка упрощенную по сравнению с системой Птолемея.

Несколько раз упоминается вращение Земли вокруг оси. Из Индии астрономические познания стали распространяться на запад, в первую очередь к арабам и народам Средней Азии. Это солнечные часы обсерватории в Дели.

Обсерватории древних Майя. В Центральной Америке в 250-900 год достигла высокого развития астрономия народов Майя, населявшего южную часть современной Мексики, Гватемала и Гондураса. Основные сооружения майя сохранились до наших дней. На картинке изображена обсерватория майя (около 900г.)

По форме это сооружение напоминает нам современные обсерватории, однако каменный купол майя не вращался вокруг своей оси и у низ не было телескопов. Наблюдения небесных светил производились невооруженным глазом с помощью угломерных приборов.

У майя существовал культ Венеры, что нашло отражение в их календаре, построенным на синодическом периоде Венеры (период смены конфигураций Венеры относительно Солнца), равном 584 суткам. После 900 года культура майя начала приходить в упадок, а затем прекратило свое существование вообще. Их культурное наследие было уничтожено завоевателями и монахами. На обороте изображена голова бога Солнца древних майя.


Представления о мире в средневековье. В средние века под влиянием католической церкви произошел возврат к примитивным представлениям древности о плоской Земле и опирающимся на нее полушарии неба. Здесь изображено наблюдения неба с примитивными инструментами астрономов 13 века.

Великий узбекский астроном Улугбек. Одним из замечательных астрономов средневековья является Мухаммедд Тарагбайблин Улугбекблин, внук известного завоевателя Тимураблин. Будучи назначен своим отцом Шахрухомблин правителем Самарблинкарда, Улугбекблин построил там обсерваторию, где был установлен гигантский квадрант радиусом 40 метров, не имевший себе равных среди угломерных предметов того времени.

Составленный Улугбекблином каталог положений 1018 звезд по точности превосходил другие и много раз переиздавался в Европе вплоть до 17 века. Улугбекблин определил наклон эклиптики к экватору, постоянную годичной процессии, им также составлены таблицы движения планет. Просветительская деятельность Улугбекблина и его пренебрежение к религии вызвали гнев мусульманской церкви. Он был предательски убит. Здесь показана плита квадранта Улугбекблина с градусными делениями.

Определение положения в открытом море с помощью секстанта. Успехи мореплавания и эпоха великих географических открытий потребовали нового развития астрономии, поскольку положение корабля в океане можно было определить только астрономиче­скими средствами. На рисунке, сделанном по оригиналу И. Страда-нуса и гравюре И. Галле (1520), изображен капитан корабля, опре­деляющий высоту Солнца над горизонтом с помощью секстанта - прибора, позволяющего путем поворота плоского зеркала совме­стить изображение Солнца с горизонтом и по отсчету на шкале определить угол возвышения Солнца над горизонтом.

Широта и долгота определялись по карте графически. Для определения широт и долгот до XVI11 века применялась также астролябия - угломерный прибор, с помощью которого можно было измерять как азимуты, так и зенитные расстояния светил. На обороте открытки изображена астролябия немецкого астронома второй половины XV века И. Региомонтана, изготовлен­ная в 1468 году.

Небесный глобус. Расположение созвездий и звезд на небосводе было удобно изображать на его уменьшенной модели - небесном глобусе. Первые небесные глобусы в Европе начали изготовлять в середине XVI века в Германии, Однако на Востоке такие глобусы появились значительно раньше - во второй половине XIII века.

Сохранился небесный глобус, изготовленный в обсерватории в Марате под руководством замечательного азербайджанского астрономй Наси-рэддина Туей мастером Мухаммедом бен Мюйидом эль Орди в 1279 году. На картине изображен небесный глобус 1584 г ода. описанный и, яе роят но, использованный датским астрономом XVI века Тихо Браге. На нем размечены небесный экватор, эклип­тика, круги склонений и круги широт, сходящиеся к полюсу мира и к полюсу эклиптики соответственно. Горизонтальное кольцо, охватывающее глобус, означает плоскость горизонта.

Вертикаль­ный круг с делениями в плоскости рисунка - небесный меридиан. На глобусе изображены символические очертания созвездий и нанесены звезды, видимые невооруженным глазом (кроме самых слабых).

Кабинет астронома начала XVI века. Картина сделана на основе современного рисунка И. Страдану-са, гравированного И. Галле около 1520 года. Мы видим астронома начала XVI века, современника Коперника. С помощью циркуля он измеряет положение звезды на планисфере (изображение сферы на плоскости). Рядом, на его столе, - небесный глобус, песочные часы, наугольник, таблицы, с которыми он сверяет свои измерения.

На другом столе мы видим армиллярную сферу (модель основных кругов небесной сферы), эклиметр, книги, другие приборы. На первом плане - модель Вселенной с твердой Землей в центре, вокруг нее видны орбиты планет. На заднем плане - модель ко­рабля той эпохи. Основная задача астрономов того времени заклю­чалась в возможно более точном определении положений звезд и Луны, по ко-1 о рой определялась долгота. Кроме того, астрономы той эпохи старались усовершенствовать теорию движения планет, основанную на системе мира Птолемея.

Портрет Коперника. Великий польский ученый Николай Коперник (1473-1543) произ­вел революцию в мировоззрении, доказав, что Земля не находится в центре мира, а является рядовой планетой, обращающейся вокруг Солнца. Сын купца, Коперник получил прекрасное образование сначала в Краковском университете, а затем в университетах Ита­лии. Кроме астрономии, он изучил юриспруденцию и медицину.

Ознакомившись с системой мира Птолемея, Коперник убедился в ее несостоятельности и уже в молодости начал разрабатывать гелиоцентрическую систему мира. В ходе этой работы Коперник составил точный каталог положений звезд, систематически наблю­дал положения планет. Лишь убедившись в справедливости своей теории, Коперник отдал свой труд «Об обращении небесных сфер» в печать. Книга вышла накануне смерти Коперника.

Система мира по Копернику. Согласно гелиоцентрической системе мира центром нашей планетной системы является Солнце. Вокруг него обращаются (в порядке удаленности от Солнца) планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн. Единственным небесным телом, которое обращается вокруг Земли, является Луна. Значение труда Коперника трудно переоценить. Ф. Энгельс писал об этом: «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... было издание бессмерт­ного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному автори­тету в вопросах природы».

Дальнейшее развитие теория Коперника получила в работах И. Кеплера и И. Ньютона, из которых первый открыл кинематические законы движения планет, а второй обна­ружил силу, которая управляет этими движениями, - силу всемир­ного тяготения. Большое значение для подтверждения системы Коперника имели телескопические открытия Галилея и пропаганда этой системы мира Джордано Бруно во второй половине XVI - начале XVII века.

Представляли себе Землю, есть множество ответов, так как воззрения наших далеких предков кардинально отличались в зависимости от того, в каком регионе планеты они проживали. Например, согласно одной из первых космологических моделей, она покоится на трех китах, плавающих в безбрежном Океане. Очевидно, что такие представления о мире не могли возникнуть у жителей пустыни, никогда не видевших море. Территориальную привязку можно увидеть и в воззрениях древних индийцев. Они считали, что Земля стоит на слонах и представляет собой полусферу. Они, в свою очередь, располагаются на а та — на змее, свернувшейся кольцом и замыкающей околоземное пространство.

Представления египтян

Жизнь и благополучие представители этой древнейшей и одной из самых интересных и самобытных цивилизаций полностью зависела от Нила. Поэтому неудивительно, что именно он был в центре их космологии.

На земле протекала реальная река Нил, под землей — подземная, принадлежавшая царству мертвых, а на небе — представляющая собой небосвод. Бог солнца Ра проводил все время, путешествуя на лодке. Днем он проплывал по небесному Нилу, а ночью — по ее подземному продолжению, протекающему по царству мертвых.

Как древние греки представляли себе Землю

Представители эллинской цивилизации оставили величайшее культурное наследие. Его частью является древнегреческая космология. Она нашла свое отражение в поэмах Гомера - «Одиссее» и «Илиаде». В них Земля описывается как выпуклый диск, напоминающий щит воина. В его центре находится суша, омываемая со всех сторон Океаном. Над Землей раскинулся медный небосвод. По нему движется Солнце, которое ежедневно восходит из глубин Океана на востоке и, совершая свой путь по огромной дугообразной траектории, погружается в пучину вод на западе.

Позже (в 6 в. до н. э.) древнегреческий философ Фалес описал Вселенную в виде жидкой бескрайней массы. Внутри нее находится большой пузырь в форме полушария. Его верхняя поверхность вогнутая и представляет собой небесный свод, а на нижней, плоской, наподобие пробки, плавает Земля.

В Древнем Вавилоне

Собственные, своеобразные представления о мире были и у древних жителей Месопотамии. В частности, сохранились клинописные свидетельства из древней Вавилонии, которым примерно 6 тысяч лет. Согласно этим «документам», они представляли Землю в виде огромной Мировой Горы. На ее западном склоне находилась сама Вавилония, а на восточном — все неизвестные им страны. Мировая Гора была окружена морем, над которым в виде опрокинутой чаши располагался твердый небесный свод. Он также состоял из воды, воздуха и суши. Последняя представляла собой пояс из созвездий Зодиака. В каждом из них Солнце ежегодно находилось около 1 месяца. Оно передвигалось по этому поясу вместе с Луной и 5 планетами.

Под Землей располагалась бездна, где находили приют души умерших. По ночам Солнце проходило через подземелье.

У древних иудеев

По представлениям евреев Земля была равниной, на разных частях которой возвышались горы. Будучи земледельцами, они отводили особое место ветрам, приносящим с собой то засуху, то дождям. Их хранилище находилось в нижнем ярусе неба и являлось преградой между Землей и небесными водами: дождем, снегом и градом. Под Землей находились воды, от которых наверх шли каналы, которые питали моря и реки.

Эти представления постоянно эволюционировали, и в Талмуде уже указано, что Земля имеет круглую форму. При этом ее нижняя часть погружена в море. В то же время некоторые мудрецы полагали, что Земля плоская, а небосвод представляет собой покрывающий ее твердый непрозрачный колпак. Днем под ним проходит Солнце, которое ночью совершает движение над небосводом и поэтому скрыто от людских глаз.

Представления древних китайцев о Земле

Судя по археологическим находкам, прообразом космоса представители этой цивилизации считали панцирь черепахи. Его щитки делили плоскость Земли на квадраты — страны.

Позже представления китайских мудрецов изменились. В одном из древнейших текстовых документов считается, что Земля прикрыта небом, представляющим собой зонт, вращающийся в горизонтальном направлении. Со временем астрономические наблюдения внесли в эту модель корректировки. В частности, стали считать, что космос, окружающий Землю, является сферичным.

Как представляли себе Землю древние индейцы

В основном до нас дошли сведения о космологических идеях древних жителей Центральной Америки, так как у них была собственная письменность. В частности, индейцы майя, как и их ближайшие соседи, думали, что Вселенная состоит из трех уровней — небо, подземный мир и земля. Последняя представлялась им плоскостью, плавающей на поверхности воды. В некоторых более древних источниках Земля была гигантским крокодилом, на спине которого располагались горы, равнины, леса и пр.

Что касается неба, то оно состояло из 13 уровней, на которых располагались звезды-боги, и главнейший из них - Итцамна, даровавший жизнь всему сущему.

Низший мир также состоял из уровней. На самом нижнем (9-м) находились владения божества Смерти Ах Пуча, которого изображали в виде скелета человека. Небо, Земля (плоская) и Низший мир делились на 4 сектора, совпадающих с частями света. Кроме того, майя верили, что до них боги не один раз разрушали и создавали Вселенную.

Формирование первых научных взглядов

То, как древние люди представляли себе Землю, со временем изменялось, в первую очередь благодаря путешествиям. В частности, древние греки, добившиеся больших успехов в мореплавании, вскоре стали пытаться создать систему космологии, основанную на наблюдениях.

Например, от того, как древние люди представляли себе Землю, кардинально отличалась гипотеза Пифагора Самосского, который уже в 6 веке до н. э. предположил, что она имеет шарообразную форму.

Однако доказать его гипотезу удалось лишь значительно позже. В то же время есть основания считать, что эта идея была заимствована Пифагором у египетских жрецов, которые использовали ее для объяснения природных явлений за много веков до того, как у греков стала формироваться классическая философия.

Через 200 лет Аристотель использовал для доказательства шарообразности нашей планеты наблюдения за лунными затмениями. Его работу продолжил живший во втором веке нашей эры Клавдий Птолемей, создавший геоцентрическую систему мироздания.

Теперь вы знаете, как древние люди представляли себе Землю. За прошедшие тысячелетия знания человечества о нашей планете и космосе значительно изменились. Однако всегда интересно узнать о воззрениях наших далеких предков.

Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу.

Мир в представлении древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Жители Вавилона Земля, по их мнению, это гора через которую не решались переходить, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Под Землей находится бездна - ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

Технологическая карта урока.

Предмет : География

Класс : 5

УМК «География. Начальный курс. 5 класс

  • · География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин).
  • · География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И.И. Баринова)
  • · География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы Н.И. Сонин., С.В. Курчина).
  • · География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение.

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Тема урока : Как древние люди представляли себе Вселенную.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о географических открытиях.

Задачи урока:

а) образовательные : — формирования понятия как древние люди представляли себе Вселенную;

б) развивающие

Продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;

Совершенствование навыков самоконтроля;

Стимулирование любознательности.

в) воспитательные

развивать навыки: — работы в парах, группах;

Умение слушать собеседника;

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, атлас по географии 5 класс, схемы вселенной по Аристотелю и Птолемею, рисунки. Иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной, презентация, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор.

Оставьте свой комментарий, спасибо!