Евгения Тур. Казаки, повесть Графа Л

Ранним зимним утром от крыльца московской гостиницы Шевалье, простясь с друзьями после долгого ужина, Дмитрий Андреевич Оленин отъезжает на ямской тройке в кавказский пехотный полк, куда зачислен юнкером.

С молодых лет оставшись без родителей, Оленин к двадцати четырём годам промотал половину состояния, нигде не кончил курса и нигде не служил. Он постоянно поддаётся увлечениям молодой жизни, но ровно настолько, чтобы не быть связанным; инстинктивно бежит всякого чувства и дела, которые требуют серьёзных усилий. Не зная с уверенностью, на что же направить силу молодости, которую ясно чувствует в себе, Оленин надеется с отъездом на Кавказ переменить жизнь, чтобы не стало в ней больше ошибок и раскаяния.

За долгое время дороги Оленин то предаётся воспоминаниям о московской жизни, то рисует в воображении манящие картины будущего. Горы, которые открываются перед ним в конце пути, удивляют и радуют Оленина бесконечностью величественной красоты. Все московские воспоминания исчезают, и какой-то торжественный голос будто говорит ему: «Теперь началось».

Станица Новомлинская стоит в трёх верстах от Терека, разделяющего казаков и горцев. Казаки несут службу в походах и на кордонах, «сидят» в дозорах на берегу Терека, охотятся и ловят рыбу. Женщины ведут домашнее хозяйство. Эту устоявшуюся жизнь нарушает приход на постой двух рот кавказского пехотного полка, в котором уже три месяца служит Оленин. Ему отведена квартира в доме хорунжего и школьного учителя, приезжающего домой по праздникам. Хозяйство ведут жена - бабушка Улита и дочь Марьянка, которую собираются выдать за Лукашку, самого удалого из молодых казаков. Как раз перед самым приходом русских солдат в станицу в ночном дозоре на берегу Терека Лукашка отличается - убивает из ружья плывущего к русскому берегу чеченца. Когда казаки разглядывают убитого абрека, незримый тихий ангел пролетает над ними и покидает это место, а старик Ерошка говорит, как будто с сожалением: «Джигита убил». Оленин принят хозяевами холодно, как и заведено у казаков принимать армейских. Но постепенно хозяева становятся терпимее к Оленину. Этому способствует его открытость, щедрость, сразу установившееся приятельство со старым казаком Ерошкой, которого в станице уважают все. Оленин наблюдает жизнь казаков, она восхищает его естественной простотой и слитностью с природой. В порыве добрых чувств он дарит Лукашке одну из своих лошадей, и тот принимает подарок, не в силах понять такого бескорыстия, хотя Оленин искренен в своём поступке. Он всегда угощает вином дядю Ерошку, сразу соглашается с требованием хорунжего повысить плату за квартиру, хотя оговорена была меньшая, дарит Лукашке коня - все эти внешние проявление искренних чувств Оленина казаки и называют простотой.

Ерошка много рассказывает о казацкой жизни, и немудрёная философия, заключённая в этих рассказах, восхищает Оленина. Они вместе охотятся, Оленин любуется дикой природой, слушает наставления и размышления Ерошки и чувствует, что постепенно все больше и больше хочет слиться с окружающей жизнью. Весь день он ходит по лесу, возвращается голодный и усталый, ужинает, выпивает с Ерошкой, видит с крыльца горы на закате, слушает истории про охоту, про абреков, про беззаботное, удалое житье. Оленин переполнен чувством беспричинной любви и обретает наконец ощущение счастья. «Все Бог сделал на радость человеку. Ни в чем греха нет», - говорит дядя Ерошка. И словно отвечает ему Оленин в своих мыслях: «Всем надо жить, надо быть счастливым... В человека вложена потребность счастья». Однажды на охоте Оленин представляет, что он «такой же комар, или такой же фазан или олень, как те, которые живут теперь вокруг него». Но как бы тонко ни чувствовал Оленин. природу, как бы ни понимал окружающую жизнь, - она не принимает его, и он с горечью осознает это.

Оленин участвует в одной экспедиции и представлен в офицеры. Он сторонится избитой колеи армейской жизни, состоящей в большей части из картёжной игры и кутежей в крепостях, а в станицах - в ухаживании за казачками. Каждое утро, налюбовавшись на горы, на Марьянку, Оленин уходит на охоту. Вечером возвращается усталым, голодным, но совершенно счастливым. Непременно приходит к нему Ерошка, они долго беседуют и расходятся спать.

Оленин каждый день видит Марьянку и любуется ею так же, как красотой гор, неба, даже не помышляя о других отношениях. Но чем больше он наблюдает её, тем сильнее, незаметно для себя, влюбляется.

Оленину навязывает свою дружбу князь Белецкий, знакомый ещё по московскому свету. В отличие от Оленина Белецкий ведёт в станице обычную жизнь богатого кавказского офицера. Он и уговаривает Оленина прийти на вечеринку, где должна быть Марьянка. Подчиняясь своеобразным шутливым правилам таких вечеринок, Оленин и Марьянка остаются наедине, и он целует её. После этого «стена, разделявшая их прежде, была разрушена». Оленин все больше времени проводит в комнате у хозяев, ищет любой повод, чтобы увидеть Марьянку. Все больше размышляя о своей жизни и поддаваясь нахлынувшему на него чувству, Оленин готов уже жениться на Марьянке.

В это же время продолжаются приготовления к свадьбе Лукашки и Марьянки. В таком странном состоянии, когда внешне все идёт к этой свадьбе, а у Оленина крепнет чувство и яснеет решимость, он делает девушке предложение. Марьянка соглашается, при условии согласия родителей. Наутро Оленин собирается идти к хозяевам просить руки их дочери. Он видит на улице казаков, среди них Лукашку, которые едут ловить перебравшихся на эту сторону Терека абреков. Повинуясь долгу, Оленин едет с ними.

Окружённые казаками чеченцы знают, что им не уйти, и готовятся к последнему бою. Во время схватки брат того чеченца, которого ранее убил Лукашка, стреляет Лукашке из пистолета в живот. Лукашку привозят в станицу, Оленин узнает, что тот при смерти.

Когда Оленин пытается заговорить с Марьянкой, та отвергает его с презрением и злобой, и он вдруг ясно понимает, что никогда не сможет быть любим ею. Оленин решается уехать в крепость, в полк. В отличие от тех мыслей, которые были у него в Москве, сейчас он уже не раскаивается и не обещает себе лучших перемен. Перед отъездом из Новомлинской он молчит, и в этом молчании чувствуется скрытое, неизвестное ранее понимание пропасти между ним и окружающей жизнью. Интуитивно чувствует внутреннюю сущность Оленина провожающий его Ерошка. «Ведь я тебя люблю, я тебя как жалею! Такой ты горький, все один, все один. Нелюбимый ты какой-то!» - говорит он на прощание. Отъехав, Оленин оглядывается и видит, как старик и Марьяна разговаривают о своих делах и уже не смотрят на него.

Пересказал

Повесть «Казаки» была опубликована в 1863 году. Произведение рассказывает о пребывании молодого юнкера в станице терских казаков. Изначально повесть задумывалась в качестве романа. В начале 1851 года Толстой, будучи в звании юнкера, отправился на Кавказ. Здесь он жил именно той жизнью, какой жил его герой Оленин: общался с местными жителями, много времени проводил на охоте, гулял по окрестностям.

Главные герои романа были теми же, что и в повести. Различия были только в именах. Дмитрий Оленин назывался офицером Ржавским. Лукашка именовался Киркой. Работа над романом продлилась не менее десяти лет. Большая часть материала была подготовлена писателем на Кавказе. Однако работа продолжалась и во время путешествия Толстого по Швейцарии в начале 1860-х. Именно во время этого путешествия главный герой и получил ту фамилию, под которой читатель знает его в повести. Затем Толстой на некоторое время забыл о своём романе.

В начале 1862 года работа возобновилась. Писатель успел продать права на публикацию будущей книги. В это же время Толстой решил отказаться от создания произведения и вернуть уже полученные за него деньги. Однако писателю было отказано в расторжении договора, и Толстой вынужден был превратить свой роман в повесть.

Почти через 100 лет после создания произведения, в 1961 году повесть была экранизирована.

Юнкер Дмитрий Оленин долгое время жил в Москве. Однако со временем пребывание в этом городе ему надоело, и он решил отправиться на Кавказ в поисках новых впечатлений. Дмитрий едет в новую войсковую часть. Прибыв в станицу Новомлинскую, главный герой поселился недалеко от Терека и стал ждать прибытия своего полка.

Природа станицы очень нравится Оленину. Он начинает испытывать отвращение к цивилизации, в которой провёл столько времени. Дмитрий смог полюбить не только природу, но и местных жителей. Казаки непохожи на всех тех людей, с которыми он привык общаться. Главный герой хочет остаться в станице навсегда.

Оленин мечтает жениться на Марьяне, дочери своих хозяев. Девушка ему очень нравится, но он боится с ней заговорить. У Марьяны есть жених – удалой казак Лукашка. Родители девушки уже успели благословить их на брак. Но Оленина это не смущает. Женившись на Марьяне, он сможет остаться в Новомлинской.

Князь Белецкий, прибывший в станицу после главного героя, хорошо известен Оленину. Между мужчинами давно сложились неприязненные отношения. Князь устраивает праздник по случаю своего прибытия. Во время праздника главному герою удалось, наконец, поговорить с Марьяной. Дмитрий уговаривает девушку выйти за него замуж. Оленин хочет также поговорить и с её родителями. Однако разговор так и не успел состояться. Через реку переправились чеченцы, с которыми местные казаки и приезжие военные вынуждены были вступить в бой. Казаки смогли победить, но Лукашка получил тяжёлое ранение. Его ранил один из чеченцев. Неприятель пытался отомстить за смерть своего брата.

Умирающего Лукашку привозят в станицу, а затем посылают за лекарем. Дальнейшая судьба героя остаётся для читателя неизвестной. Узнав о случившемся, Марьяна отказывается от брака с Олениным. Дмитрий понимает, что самым благоразумным для него поступком станет отъезд. Он уезжает из Новомлинской.

Дмитрий Оленин

В главном герое повести нетрудно узнать небезызвестного Печорина или Евгения Онегина. Оба персонажа страдают от скуки и бессмысленности своего бытия. Каждый из них пытается развлечь себя тем или иным способом.

Дмитрий Оленин тоже не может найти себе места. В Москве он от скуки стал участником любовной интриги, что отчасти и вынудило его сменить место жительства. После переезда в станицу главному герою кажется, что он нашёл свою «землю обетованную». Оленину здесь нравится абсолютно всё: и природа, и люди, и обычаи. Дмитрий хочет стать казаком, как жители станицы.

Юнкер возвращается к тому, от чего пытался убежать: он снова в центре любовной интриги. Оленин не пытается найти свободную девушку. Ему непременно хочется «отбить» чужую невесту. Для главного героя это становится своеобразным развлечением. Когда Марьяна даёт понять, что не намерена отвечать на ухаживания Оленина, Дмитрий в очередной раз убегает, оставляя всё то, в чём, как ему казалось, он нашёл свой смысл жизни.

Казачка Марьяна

Образ Марьяны является полной противоположностью образа Оленина. Эта девушка выросла на воле, далеко от цивилизации. Главного героя она привлекла своей естественностью и непохожестью на салонных барышень, в обществе которых ему доводилось проводить время в Москве. Молодая казачка не владеет иностранными языками, не умеет «музицировать» и вести светские беседы. Ей чужды лицемерие и кокетство.

Рассудительность в характере Марьяны

Не имея образования, Марьяна обладает решительным и непреклонным характером, служащим ей жизненным ориентиром. Несмотря на появление более перспективного кавалера, молодая казачка не спешит ответить согласием. Марьяна сомневается: Лукашку она знает всю жизнь, Оленин – чужой человек из незнакомого мира.

Трагедия, произошедшая с женихом девушки, становится для Марьяны «знаком свыше». Будучи религиозной и суеверной, молодая казачка считает, что в произошедшем виновата она сама и человек, пытавшийся её соблазнить.

Главная идея повести

Не имея интереса и смысла жизни, человек обвиняет в этом окружающую его действительность. Однако и после смены обстановки скучающий через некоторое время возвращается в своё исходное состояние, не понимая, что и интерес, и смысл жизнь нужно искать, в первую очередь, в себе самом.

Анализ произведения

Одним из наиболее значимых произведений русской литературы середины XIX века стала повесть «Казаки» Толстого. Краткое содержание этого произведения можно передать в нескольких словах. Но для того, чтобы постигнуть его идею, вероятно, придётся перечитать повесть неоднократно.

Главный герой, находящийся в поисках чего-то, что он и сам не может понять и описать самому себе, становится первым объектом, на который обращает внимание читатель. После переезда Оленина в станицу автор предлагает публике обратить внимание на новые декорации, среди которых оказался его герой. Вместо унылого грязного города перед нами предстаёт нетронутая красота природы. Несмотря на то, что автор напрямую не призывает отказаться от цивилизации, он всеми силами старается доказать превосходство естественных условий жизни над искусственными, созданными человеком, а потому несовершенными.

Повесть раскрывает перед читателем все трудности и волнения, которые встречают молодые люди в период взросления и становления личности.

Обращение Толстого к природе произошло ещё в молодости. Став старше, он укрепил эту связь ещё больше. Великий русский писатель любил простой крестьянский быт, предпочитал элите общество крестьян. Настоящая жизнь, по мнению Толстого, возможна только на лоне природы, вдали от лицемерия светских салонов больших городов. Эта идея нашла своих поклонников среди тех, кто прочитал повесть «Казаки».

Однако нашли и противники единения людей и природы. Некоторые литературные критики полагали, что для современного образованного человека подобные стремления равносильны деградации. Человеку следует всё время идти вперёд, а не оборачиваться назад.

f033ab37c30201f73f142449d037028d

Действие повести происходит в станице Новоминская, расположенной рядом с Тереком, отделяющим земли казаков и чеченцев. Именно здесь расположен кавказский пехотный полк, в котором служит юнкер Дмитрий Андреевич Оленин.

Оленину 24 года, до сих пор жизнь его протекала легко и беззаботно. Он совершил немало ошибок, старался ни к чему серьезно не относится и успел прогулять половину того состояния, которое оставили ему родители, умершие, когда Дмитрий был ребенком. Отправление в полк рассматривалось им, как шанс начать новую жизнь.


Станица, куда приезжает Оленин, живет своей размеренной жизнью. Оленина поселяют в дом хорунжего, который работает в школе учителем и домой приезжает только в праздники. Хозяева дома – бабушка Улита и ее дочь Марьянка поначалу не очень приветливы к Оленину, но это никак не связано с самим молодым человеком – просто казаки привыкли так относиться ко всем чужакам. Тем более, что обычно армейские офицеры ведут себя не очень прилично, с точки зрения казаков - они проводят свободное время в пьянстве, ухаживаниях за молодыми казачками и игре в карты.

Но Оленин совсем не такой. Ему нравится размеренная жизнь казаков, он присматривается к ним, внимательно слушает рассказы старого Ерошки и постепенно вливается в новую для него атмосферу. Весь день он проводит в лесу, охотясь, а вечером, возвращаясь домой, ужинает и ведет долгие беседы с Ерошкой. Он угощает Ерошку вином, дарит коня молодому казаку Лукашке, отвечает согласием на требования хорунжего платить за квартиру больше, чем было оговорено в самом начале. Все это меняет отношение к нему местных жителей. Оленин любуется не только окружающей его природой, но и самими казаками.


Особенно нравится ему Марьянка. Но он смотрит на нее точно так же, как смотрит на красоту окружающих станицу гор и не думает ни о чем большем. Тем более, что Марьянка готовится к свадьбе с Лукашкой. Но однажды он, подавшись уговорам князя Белецкого, с которым был знаком еще в Москве, приходит на вечеринку, где присутствует и Марьянка. Оставшись с ней наедине, он ее целует и понимает, что любит ее и готов на ней жениться. Видя, что готовится свадьба Марьянки и Лукашки, Оленин делает ей предложение. Девушка отвечает согласием, но Оленину надо еще получить и согласие ее родителей на свадьбу.

Отправившись к родителям девушки, он видит на улице отряд казаков и узнает, что несколько абреков перебрались через Терек. Вместе с отрядом он уезжает и участвует в схватке, в которой оказывается смертельно раненым Лукашка. Вернувшись в станицу, Оленин идет поговорить к Марьянке, но видит, что она вновь относится к нему очень негативно. Поняв, что она его никогда не полюбит, Оленин решает уехать из станицы в крепость. Теперь он уже не мечтает о новой жизни, как при отъезде из Москвы.

Все затихло в Москве. Редко, редко где слышится визг колес по зимней улице. В окнах огней уже нет, и фонари потухли. От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим городом, поминают об утре. На улицах пусто. Редко где промесит узкими полозьями песок с снегом ночной извозчик и, перебравшись на другой угол, заснет, дожидаясь седока. Пройдет старушка в церковь, где уж, отражаясь на золотых окладах, красно и редко горят несимметрично расставленные восковые свечи. Рабочий народ уж поднимается после долгой зимней ночи и идет на работы.

А у господ еще вечер.

В одном из окон Шевалье из-под затворенной ставни противузаконно светится огонь. У подъезда стоят карета, сани и извозчики, стеснившись задками. Почтовая тройка стоит тут же. Дворник, закутавшись и съежившись, точно прячется за угол дома.

«И чего переливают из пустого в порожнее? – думает лакей, с осунувшимся лицом, сидя в передней. – И все на мое дежурство!» Из соседней светлой комнатки слышатся голоса трех ужинающих молодых людей. Они сидят в комнате около стола, на котором стоят остатки ужина и вина. Один, маленький, чистенький, худой и дурной, сидит и смотрит на отъезжающего добрыми, усталыми глазами. Другой, высокий, лежит подле уставленного пустыми бутылками стола и играет ключиком часов. Третий, в новеньком полушубке, ходит по комнате и, изредка останавливаясь, щелкает миндаль в довольно толстых и сильных, но с отчищенными ногтями пальцах, и все чему-то улыбается; глаза и лицо его горят. Он говорит с жаром и с жестами; по видно, что он не находит слов, и все слова, которые ему приходят, кажутся недостаточными, чтобы выразить все, что подступило ему к сердцу. Он беспрестанно улыбается.

– Теперь можно все сказать! – говорит отъезжающий. – Я не то что оправдываюсь, но мне бы хотелось, чтобы ты, по крайней мере, понял меня, как я себя понимаю, а не так, как пошлость смотрит на это дело. Ты говоришь, что я виноват перед ней, – обращается он к тому, который добрыми глазами смотрит на него.

– Да, виноват, – отвечает маленький и дурной, и кажется, что еще больше доброты и усталости выражается в его взгляде.

– Я знаю, отчего ты это говоришь, – продолжает отъезжающий. – Быть любимым, по-твоему, такое же счастье, как любить, и довольно на всю жизнь, если раз достиг его.

– Да, очень довольно, душа моя! Больше чем нужно, – подтверждает маленький и дурной, открывая и закрывая глаза.

– Но отчего ж не любить и самому! – говорит отъезжающий, задумывается и как будто с сожалением смотрит на приятеля. – Отчего не любить? Не любится. Нет, любимым быть – несчастье, несчастье, когда чувствуешь, что виноват, потому что не даешь того же и не можешь дать. Ах, Боже мой! – Он махнул рукой. – Ведь если бы это все делалось разумно, а то навыворот, как-то не по-нашему, а по-своему все это делается. Ведь я как будто украл это чувство. И ты так думаешь; не отказывайся, ты должен это думать. А поверишь ли, из всех глупостей и гадостей, которых я много успел наделать в жизни, это одна, в которой я не раскаиваюсь и не могу раскаиваться. Ни сначала, ни после я не лгал ни перед собой, ни перед нею. Мне казалось, что наконец-то вот я полюбил, а потом увидал, что это была невольная ложь, что так любить нельзя, и не мог идти далее; а она пошла. Разве я виноват в том, что не мог? Что же мне было делать?

– Ну, да теперь кончено! – сказал приятель, закуривая сигару, чтобы разогнать сон. – Одно только: ты еще не любил и не знаешь, что такое любить.

Тот, который был в полушубке, хотел опять сказать что-то и схватил себя за голову. Но не высказывалось то, что он хотел сказать.

– Не любил! Да, правда, не любил. Да есть же во мне желание любить, сильнее которого нельзя иметь желанья! Да опять, и есть ли такая любовь? Все остается что-то недоконченное. Ну, да что говорить! Напутал, напутал я себе в жизни. Но теперь все кончено, ты прав. И я чувствую, что начинается новая жизнь.

– В которой ты опять напутаешь, – сказал лежавший на диване и игравший ключиком часов; но отъезжающий не слыхал его.

– Мне и грустно, и рад я, что еду, – продолжал он. – Отчего грустно? Я не знаю.

И отъезжающий стал говорить об одном себе, не замечая того, что другим не было это так интересно, как ему. Человек никогда не бывает таким эгоистом, как в минуту душевного восторга. Ему кажется, что нет на свете в эту минуту ничего прекраснее и интереснее его самого.

– Дмитрий Андреич, ямщик ждать не хочет! – сказал вошедший молодой дворовый человек в шубе и обвязанный шарфом. – С двенадцатого часа лошади, а теперь четыре.

Дмитрий Андреич посмотрел на своего Ванюшу. В его обвязанном шарфе, в его валяных сапогах, в его заспанном лице ему послышался голос другой жизни, призывавшей его, – жизни трудов, лишений, деятельности.

– И в самом деле, прощай! – сказал он, ища на себе незастегнутого крючка.

Несмотря на советы дать еще на водку ямщику, он надел шапку и стал посередине комнаты. Они расцеловались раз, два раза, остановились и потом поцеловались третий раз. Тот, который был в полушубке, подошел к столу, выпил стоявший на столе бокал, взял за руку маленького и дурного и покраснел.

– Нет, все-таки скажу… Надо и можно быть откровенным с тобой, потому что я тебя люблю… Ты ведь любишь ее? Я всегда это думал… да?

– Да, – отвечал приятель, еще кротче улыбаясь.

– И может быть…

– Пожалуйте, свечи тушить приказано, – сказал заспанный лакей, слушавший последний разговор и соображавший, почему это господа всегда говорят все одно и то же. – Счет за кем записать прикажете? За вами-с? – прибавил он, обращаясь к высокому, вперед зная, к кому обратиться.

– За мной, – сказал высокий. – Сколько?

– Двадцать шесть рублей.

Высокий задумался на мгновенье, но ничего не сказал и положил счет в карман.

А у двух разговаривающих шло свое.

– Прощай, ты отличный малый! – сказал господин маленький и дурной с кроткими глазами.

Слезы навернулись на глаза обоим. Они вышли на крыльцо.

– Ах, да! – сказал отъезжающий, краснея и обращаясь к высокому. – Счет Шевалье ты устроишь, и тогда напиши мне.

– Хорошо, хорошо, – сказал высокий, надевая перчатки. – Как я тебе завидую! – прибавил он совершенно неожиданно, когда они вышли на крыльцо.

Отъезжающий сел в сани, закутался в шубу и сказал: «Ну что ж! поедем», – и даже подвинулся в санях, чтобы дать место тому, который сказал, что ему завидует; голос его дрожал.

Провожавший сказал: «Прощай, Митя, дай тебе Бог…» Он ничего не желал, кроме только того, чтобы тот уехал поскорее, и потому не мог договорить, чего он желал.

Они помолчали. Еще раз сказал кто-то: «Прощай». Кто-то сказал: «Пошел!» И ямщик тронул.

– Елизар, подавай! – крикнул один из провожавших. Извозчики и кучер зашевелились, зачмокали и задергали вожжами. Замерзшая карета завизжала по снегу.

– Славный малый этот Оленин, – сказал один из провожавших. – Но что за охота ехать на Кавказ и юнкером? Я бы полтинника не взял. Ты будешь завтра обедать в клубе?

И провожавшие разъехались.

Отъезжавшему казалось тепло, жарко от шубы. Он сел на дно саней, распахнулся, и ямская взъерошенная тройка потащилась из темной улицы в улицу мимо каких-то не виданных им домов. Оленину казалось, что только отъезжающие ездят по этим улицам. Кругом было темно, безмолвно, уныло, а в душе было так полно воспоминаний, любви, сожаления и приятных давивших слез…

«Люблю! Очень люблю! Славные! Хорошо!» – твердил он, и ему хотелось плакать. Но отчего ему хотелось плакать? Кто были славные? Кого он очень любил? Он не знал хорошенько. Иногда он вглядывался в какой-нибудь дом и удивлялся, зачем он так странно выстроен; иногда удивлялся, зачем ямщик и Ванюша, которые так чужды ему, находятся так близко от него и вместе с ним трясутся и покачиваются от порыва пристяжных, натягивающих мерзлые постромки, и снова говорил: «Славные, люблю», – и раз даже сказал: «Как хватит! Отлично!» И сам удивился, к чему он это сказал, и спросил себя: «Уж не пьян ли я?» Правда, он выпил на свою долю бутылки две вина, но не одно вино производило это действие на Оленина. Ему вспоминались все задушевные, как ему казалось, слова дружбы, стыдливо, как будто нечаянно, высказанные ему перед отъездом. Вспоминались пожатия рук, взгляды, молчания, звук голоса, сказавшего: прощай, Митя! – когда он уже сидел в санях. Вспоминалась своя собственная решительная откровенность. И все это для него имело трогательное значение. Перед отъездом не только друзья, родные, не только равнодушные, но несимпатичные, недоброжелательные люди, все как будто вдруг сговорились сильнее полюбить его, простить, как пред исповедью или смертью. «Может быть, мне не вернуться с Кавказа», – думал он. И ему казалось, что он любит своих друзей и еще любит кого-то. И ему было жалко себя. Но не любовь к друзьям так размягчила и подняла его душу, что он не удерживал бессмысленных слов, которые говорились сами собой, и не любовь к женщине (он никогда еще не любил) привела его в это состояние. Любовь к самому себе, горячая, полная надежд, молодая любовь ко всему, что только было хорошего в его душе (а ему казалось теперь, что только одно хорошее было в нем), заставляла его плакать и бормотать несвязные слова.