Духовность и цель духовного развития. Развитие личности,конечная цель жизни в теории юнга В чем цель развития человека

Ранее (глава2) мы обосновывали, что все «живые» системы имеют цель. С учётом синергетических положений можно утверждать, что сложные, открытые, нелинейные, саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы - это целеустремленные системы. Именно к такой системе относится психика человека и в силу этого можно говорить, что процесс психического развития обусловлен некоей целью. Цель для человека выступает в виде иде­ального образа конечного результата деятельности. Цель (результат) исполняет роль системообра­зующго фактора, обусловливающего весь ход развития системы. Попытаемся определить этот системообразующий фактор, т. е. цель психического развития человека, персонала организации.

В психологии выделяют области (сферы) психического развития - психо­физическую, психосоциальную, когнитивную, а также их носители в струк­туре человека - индивид, личность, субъект деятельности. Результатом развития человека как индивида в ходе онтоге­неза является достижение им биологической зрелости. Результатом разви­тия психосоциальных качеств человека как личности в рамках его жиз­ненного пути становится достижение им социальной зрелости. Развитие человека как субъекта практической (трудовой) и умственной деятельнос­ти результируется в достижении им трудоспособности и умственной зре­лости. Однако человек - это не только целостное, но и цельное образование - результат внутреннего единства и согласованности. Он демонстрирует вза­имодействии всех структурных компонентов целого, проявление функционального в отношении струк­турного целого.

Движущей силой человека и его стремления к само­осуществлению является смысл жизни. Смысл жизни существует во внешнем мире и человек в течение жизни определяет, какие из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, яв­ляются для него истинными. Если целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность на функциональном, то встает вопрос о цели психического развития че­ловека как целостного и цельного образования.

Приведём примеры рассуждений ряда cпециалистов (19):

Цель жизни человеке состоит в становлении свободного, разумного и активного субъекта (Аристотель).

Стать тем, чем ты явля­ешься потенциально… это «развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен» (Спиноза Б).

Заключается «в росте и развитии человека в гра­ницах его природы и жизнеустройства» (Дж. Дьюи).

Стремление к смыслу является базовое стремление человека, оно позволяет осуществить выход из экзистенциального вакуума, в котором оказался современный человек, осуществить смысл и цель» .

Любовь как особая форма человеческих от­ношений, позволяющая человеку обрести подлинное «Я»..процесс усиления и развития его лич­ности, его собственного «Я».

Интег­рации всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельно­сти … с целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. …определенной взаимосвязью определенных тенден­ций, генетически связанных с лично­стью, и потенций, генетически свя­занных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их не­повторимостью - все это самые по­здние продукты развития человека».

Исходя из взглядов исследователей целью психологического развития является максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я».

4.1.2.3 Факторы развития. Жизнь человека - от рождения к своему фи­налу - это процесс последовательного осоз­нания человеком своей отдельности и пере­живание этой отдельности. В этом и заключа­ется главная цель жизни человека .

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свой­ствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Сопоставляя значение наследственно­го и социального факторов развития, позволяют сделать вывод: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивиду­ального развития» [цит. по19].

Генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Но генотип индивидуализирует развитие. Каждый человек - это уникальный генетический объект, который никогда не повторится. Под генотипом понимается совокупность всех генов, ге­нетическая конституция организма. А под фенотипом - совокупность всех призна­ков и свойств особи, развившихся в он­тогенезе в ходе взаимодействия геноти­па с внешней средой.

Среда - окружающие человека общественные, материальные и духов­ные условия его существования. Психическое развитие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями разви­тия.. Ребенок - это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

Степень детерминирован­ности различных психических образований генотипом и средой оказывает­ся различной, но проявляется устойчивая тенденция:

Чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обус­ловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Влияние генотипа всегда положительно, а среды неустойчиво и часть связей положительна, а часть - отрицательна. Роль генотипа значительно боль­ше в сравнении со средой, но не означает отсутствия влияния последней.

Активность - деятельное состояние организма как условие его суще­ствования и поведения. Самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя характеризуется активностью, проявляющейся как запрограммированное организ­мом движение к определенной цели. Активность проявляет себя в поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения, различ­ных рефлексах.

Активность- важнейшая черта всех живых систем... она является самой главной и определяющим фактором развития человека и персонала организации.

Активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды, обеспечивающая ус­тойчивое динамическое неравновесие самой системы (человека) и средой. Динамическое неравновесие является источником активности.

4.1.2.4 Концепту­альные основы психологии развития

Психика человека целостное и системное образование, а развитие выполняет функцию жизненной связи, является определяющим для психики человека.

Сегодня в психологии можно насчитать более двух десятков концепту­альных подходов, объясняющих процесс психического разви­тия. Специалисты выделяют следующие: теории созревания А. Гезелла, этологических теорий К. Лоренца, Н. Тинбергена и Дж. Боулби, психолого-педагогической теории М. Монтессори, ортогенетической теории Т. Вернера, условно-рефлекторных теорий И. П. Павлова, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, теории социального научения А. Бандуры, психоаналитической теории 3. Фрейда, теорий когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. Колберга, теории аутизма Б. Беттельгейма, теории развития детского опыта Э. Шехтеля, экологической теории Дж. Гибсона, теории лингвистического развития Н. Хомского, теории подросткового периода К. Юнга, стадиальной теории Э. Эриксона - до культурно-истори­ческой теории Л. Выготского и ее современных вариантов в виде деятельностного подхода А. Н. Леонтьева-А. Р. Лурия и теории поэтапного фор­мирования умственной деятельности П. Я. Гальперина . Такое обилие говорит о сложности этой проблемы и отсутствии обоснованной системы взглядов на ключевые положения и понимания природы психики.

Анализ взглядов на ход психического развития позволяет выделить закономерности (ведущие принципы) психического развития:

Устойчивого динамического неравновесие системы (обоснованы синергетическим подходом), является фактором, запускающим развитие;

Взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности-изменчивости) как условие развития системы. Тенденция к сохранению осуществляется наследственнос­тью, генотипом, который без искажений передает информацию из поколе­ния в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению - измен­чивостью, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. Индивидуальная изменчивость системы выступает как условие для исторической изменчивости системы в целом является универ­сальной закономерностью развития любых систем . Известно, что генетическая программа человека не претерпела существенных изменений за последние 40 тысяч лет с тех пор как она сформировалась. Тем не менее эволюционная завершенность человека относительна, а следовательно, это не означает полного прекращения каких бы то ни было изменений его биологической, а тем более психической организации. Наследственность обеспечивает сохранность геноти­па и выживания человека как вида, то изменчивость состав­ляет основу как активного приспособления индивида к изменяющейся сре­де, так и активного воздействия на нее за счет вновь вырабатываемых у него свойств.

-дифференциации-интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры и является одним из всеобщих для любых систем. Дифференциация - сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленени­ем глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне-расчлененные. Интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Развитие идет от «состояния относительной глобальности... к состояниям большей дифференцированности, артикулированности и иерар­хической интеграции... Развитие - это всегда постепенно возрастающая дифференциация, иерархическая интеграция и централизация внутри ге­нетического целого» . Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаи­мосвязей между ними, т. е. усложнение системы. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивности взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств. Если дифференциация - это про­цесс расчленения общей структуры на части, обладающие разны­ми и более специфическими функци­ями, то интеграция необходима для образования новых связей, обеспе­чивающих адаптацию к более широ­кому кругу ситуаций. Этот принцип важный показатель степени организации системы. Он позволяет судить о развитости системы, состоящей из разнородных элементов, уровней иерархичности, количеству и разнообразию связей между элементами и уровнями.

Выделяют пять аспек­тов, с помощью которых можно оценить уровень развития системы :

1. Синкретичность-дискретность. Синкретичностъ, характеризующая низший уровень развития структуры, указывает на синкретность (слит­ность, неразличимость) структуры, в то время как высший уровень харак­теризуется дифференцированностью той или иной психической структуры.

2. Диффузность-расчлененность характеризуют структуру либо как от­носительно однородную (диффузную), либо как расчлененную с ясно вы­раженной самостоятельностью входящих в нее элементов.

3. Неопределенность-определенность. Смысл этих показателей в том, что «по мере развития отдельные элементы целого приобретают все большую определенность, становятся все легче отличимыми друг от друга, как по форме, так и по содержанию».

4. Ригидность-подвижность. Если низший уровень развития системы ха­рактеризуется стереотипным, однообразным и ригидным поведением, то высокому уровню развития свойственно гибкое, разнообразное и пластичное поведение.

5. Лабильность-стабильность указывает на внутреннюю устойчивость системы, на ее способность длительно удерживать определенную линию, стратегию поведения.

-Принцип цельности как показатель развития --это характеристика функциональ­ного развития системы. Цельность - это единство целей и средств их достижения, обеспеченное повторяемостью, соподчиненностью, соразмер­ностью и уравновешенностью структурных элементов целого. Успешность функционирования всей системы в целом обусловлена тем, насколько «подогнаны» друг к другу ее элементы, насколько согласо­ванно они взаимодействуют. Цельность показывает меру связности элементов целого, а следовательно, и уровень развития ее функ­ции.

При этом понимается под:

Повторяемостью единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характеристики, к примеру, личности (ее направленность, параметры саморегуляции) связаны с другими личностными параметрами.

Соподчиненностъю единство, достигаемое объединением всех эле­ментов целого вокруг его главного элемента. Примером соподчиненности может быть иерархия личностных образований в структуре личности.

Соразмерностью - это единство, обеспечиваемое общей закономернос­тью. В факторной структуре личности соразмерность означает согласование размеров (дисперсий) факторов в целом.

Уравновешенностью единство согласованных противоположностей. Уравновешенность структуры человека выражается в сбалансированности всех его составляющих - индивида, личности, субъекта, что и обеспечива­ет ее стабильность .

-принцип возможности превращения избыточной (преадаптивной) активно­сти элементов системы в адаптивную и принцип возрастания влияния избыточных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее разви­тия в неопределенных критических ситуациях. Вышеизложенные закономерности, используемые как принципы объясняют источники и условия развития человека, а также уровень его развития как структурного и функциональ­ного образования.

Результаты исследований психологов позволяют сформулируем основные закономерности процесса психологического развития :

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностъю. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию при­сущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (нерав­номерность) в развитии функций приходится на период их высших дости­жений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Рыбалко Е. Ф., 1990).

Неравномерный, колебательный характер развития обус­ловлен нелинейной, многовариантной природой развивающейся системы. При этом чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания: вы­сокие подъемы сменяются значительными спадами. В сложноорганизованных и высокоразвитых системах колебания становятся частыми, но ампли­туда их резко уменьшается. То есть сложная система как бы сама себя стабилизирует. Система в своем раз­витии идет к единству и гармонии частей.

Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Если неравномерность развития обусловлена нелинейной природой сис­темы, то гетерохронность связывается с особенностями ее структуры, преж­де всего с неоднородностью ее элементов.

Гетерохронность является особой закономерностью, заключаю­щейся в неравномерном развертывании наследственной информации. Можно различать внутри­системную и межсистемную Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Напри­мер, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более моло­дые .

Гетерохронность - дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различ­ные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время ро­ста и инволюции .

2. Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неус­тойчивые периоды, проявляющиеся в кри­зисах развития. Устойчивость, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колеба­нии, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических про­весов, свойств и функций - с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

3.Сенситивность развития - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздейиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сенситивного развития ограничены во времени и если упущен соответствующий период развития той или иной функции, в дальней­шем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

4. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом транс­формируясь. При этом накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии.

5. Дивергентность-конвергентность хода развития включает две соответствующие противоречивые и взаимосвязанные тенденции. Под дивергенцией понимается повы­шение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенцией - его свертывание, усиление избирательности.

В науке накопилось множество теорий, концепций и моделей, опи­сывающих ход психического развития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многообразии.

Можно выделить две основные точки зрения:

1. Эволюция - это развертывание уже существующих задатков. При этом развитие понимается не как качественно новое, а проявление уже предшествующих задатков.

2. Эволюция есть процесс создания совершенно нового.

Если в первом случае прежде всего подчеркивается роль внутренних фак­торов, а само развитие трактуется как процесс реализации определенных программ, то во втором развитие понимают как движение от старого к ново­му, как процесс отмирания старого и рождение нового, как процесс перехо­да от возможности к действительности.

Имеющиеся научные данные о врожденных задатках новорожденного и ходе их реализации в онтогенезе на основе определенных закономерностей заставляют нас не противопоставлять эти точки зрения, а пытаться согласо­вать их между собой. Ведь человек - это продукт не только эволюции при­роды, истории общества и понимание психического развития человека трудно осуществить с позиций противоборствующих концепций. Однако современное понимание хода эволюции наложило отпечаток на содержа­ние теорий психического развития. Одни теории делали акцент на эндоген­ных (внутренних) причинах психического развития, другие - на экзоген­ных (внешних). Анализируя подходы, объясня­ющие развитие человека, можно выделить три основных, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций :

1) Биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего опре­деленными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, био­логический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные ста­дии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтоге­незе».

2) Социогенетический подход, представители которого де­лают акцент на изучении процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценност­ных ориентации. Приобрете­ние человеком разнообразных форм поведения происходит путем научения.

3) Персоногенетический подход, где главными являются проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирова­ния человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального ха­рактера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанно­го поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности.

К данным подходам можно добавить теории когни­тивного направления, занимающие промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами. В этом подходе ведущими детерминантами развития считаются генотипическую программу и усло­вия её реализации. Уровень развития (достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное раз­витие человека.

В целом, следует отметить условность такого деления, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов. Ниже будет дана краткая харак­теристика некоторых теорий, которые в концентрированном виде отража­ют содержание того или иного подхода.

В рамках биогенетического подхода основными теориями являются тео­рии рекапитуляции и теория психосексуального развития 3. Фрейда.

В теории рекапитуляции утверждается, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Представители этого направления сегодня расширили вре­менные рамки биогенетического закона и считают, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период дет­ства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.

Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Они отвергают детерминизм внутренне­го или средового программирования и считают, что психическое разви­тие - результат собственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой яв­ляется стремление к самоактуализации или стремление к актуализации. Эти стремления носят врожденный харак­тер. Смысл самоактуализации или актуализации состоит в развитии чело­веком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». По их мнению люди всегда стремятся вперед и при подходящих условиях реализуют свой потенциал, демонстрируя истин­ное психическое здоровье.

Однако как утверждает ряд специалистов, что сегодня самой влиятельной мо­делью развития стала модель экологических систем. В этой модели раз­витие человека рассматривается как динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой - испытывает воздействие со стороны элементов этой среды.

Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую эко­систем:

Микросистемы, включающей самого субъекта, его ближайшее окружение и иные социальные группы влияют на его развитие.

Мезосистема включает в себя взаимоотношения между микросистема­ми.

Экзосистема состоит из тех элементов среды, в которых человек не игра­ет активной роли, но которые оказывают на него влияние

Макросистема включает идеологию, установки, нравы, традиции, цен­ности окружающей ребенка культуры. Именно макросистема устанавлива­ет эталоны внешней привлекательности и ролевого поведения, влияет на образовательные стандарты, а значит, оказывает влияние на соответствую­щее развитие и поведение человека.

Среди людей устремлены к развитию единицы, все остальные члены общества потребления заняты потреблением и развлечениями. Однако всегда были те, которые верили, что в жизни есть какая-то цель, какой-то высокий смысл и достойная задача, и были готовы себя развивать, превращая себя из организма - в личность. Однако мало направить себя к развитию, не менее важно определиться с его направлением.

Путь развития - не один, путей роста и развития личности - много. Куда расти? В какую сторону себя развивать? Один из первых выборов - это выбор между внутренней гармонией и служением чему-то внешнему. Личность, выстроенная под гармонию как внутреннюю, так и внешнюю. - гармонически развитая личность. Можно сказать, что здесь личность, ее гармоничное существование является самоцелью и самоценностью. Другой вариант - личность , выполняющая свои задачи перед чем-то для нее Высшим (семьей, обществом или хотя бы бизнесом, в религиозно-ориентированном подходе - перед Богом). Здесь личность - скорее инструмент и средство, здесь личность выстраивается иерархически, руководствуясь не ощущением внутренней гармонии, а качеством служения внешней цели.

Что вовсе не исключает случаев, когда путь служения для кого-то является полностью внутренне гармоничным. Это может быть, этого может и не быть, просто в служении это - не важно. Иерархически развитая личность выстраивается не под свое удобство, а к достижению той или иной цели..

Что может быть такой внешней целью? Для христианина и иудея целью является уподобление божественной чистоте, образу и подобию Божьему, и вершиной развития личности здесь является святость .

В советской культуре достойной целью считалось всестороннее и гармоничное развитие личности . В этой модели имелось в виду развитие всех способностей личности, развитие тела и духа, нравственности и практичности, знаний и умений, технического и гуманитарного мышления, способности как к физическому труду, так и к интеллектуальному поиску. Под гармоничностью имелась в виду не субъективное переживание собственной гармоничности и тем более не просто ощущение внутреннего благополучия, а объективная сбалансированность всех развитых способностей. По замыслу, это должно было быть объединение гармонической и иерархической структуры. Путь к этому - .

Психологическое сообщество активно продвигает ценности , однако нечеткость границ этого понятия и отсутствие технологий движения по этому пути (думается, что двухгодичная психотерапия подобной технологией признана быть не может) мешает широкому распространению этого пути роста и развития личности. Нужно учесть и то обстоятельство, что часто за стремлением к самоактуализации и увлечением личностным ростом часто стоит элементарная неустроенность личной жизни, неумение адаптироваться к жизненным требованиям. Многие девушки увлечены тренингами личностного роста, однако найдя любовь и счастливо выйдя замуж, начинают больше увлекаться кулинарией, а не тренингами. Зачем?

Сегодня в России по факту отсутствует цель развития личности, поддерживаемая государством или значительной частью общества. Семья со своей воспитательной ролью не справляется, школа самоустранилась, и сегодня на роль воспитателя личности неожиданным образом стал претендовать бизнес. Действительно, большая часть программ, направленных на рост и развитие личности, задаются требованиями бизнеса. Для успешных продаж и эффективных переговоров сотрудникам необходимо выработать умение точно чувствовать состояние собеседника, понимать его мотивы, учитывать его цели и грамотно договариваться, используя и логику, и эмоции. Обучая лидеров и руководителей, у перспективных молодых людей воспитывают проактивность, привычку к позитивному мировосприятию, позицию сотрудничества и навык личной ответственности, Эти навыки универсального плана, они востребованы не только в бизнесе, но исключительно важны и в личной жизни каждого человека, но обучает этому бизнес, потому что это нужно для дела. Сотрудники проходят курсы повышения квалификации, тренинги, коучинг и другие варианты учебно-образовательной деятельности не потому, что это нужно человеку для его внутренней гармонии, а потому что этого требует эффективный бизнес. Бизнесу требуются качественные люди - бизнес не находит в России таких людей - бизнес начинает заниматься воспитанием качественных людей.

Возможно, стоит задуматься и над вопросом: а как далеко нужно идти по пути личностного самосовершенствования? Люди, стремящиеся к личной гармонии, решают его более чем произвольно: кто-то (чаще мужчины) готовы идти до самых вершин, другие (чаще женщины) занимаются своей гармонией постольку поскольку, излишне себя не перенапрягая. Если же человек рассматривает рост и развитие своей личности как способ и средство для достижения той или иной внешней цели, то бизнес-подход может дать здесь полезные подсказки. Если смотреть на личность как на инструмент, а не как на самоценность, то достижение вершин развития личности - задача спорная. Ножи у хозяйки должны быть заточены достаточно, а не идеально. Чрезмерная увлеченность развитием своей личности нередко делает человека социально менее привлекательным. Надо ехать на дачу, помогать родителям - а у него очередной тренинг по самоусовершенствованию...

Возможно, увлечение задачами личностного роста и развития иногда оказывается только элементом моды, отвлекающим от более важных жизненных потребностей. Кажется спорным стремиться совсем ввысь, когда не решены элементарные задачи. Не следует торопиться на стадион тому, кто не вполне здоров, и не уместно ставить задачи просветления тому, кто нуждается в помощи психотерапевта. Если человек не владеет элементарной психологической культурой, ему надо заняться ликбезом, а не высокими духовными поисками. Наверное, путь к большому развитию стоит начинать с задач более простых. Более приземленные, и, возможно более житейски понятные задачи роста и развития личности - это путь делового успеха и путь гармонии с близкими. Путь гармонии с близкими - в большей степени женская ценность, в то время как деловые проекты и деловая успешность, как ценности, ближе мужскому гендеру. Хорошо и разумно, если мужчина стал сильным руководителем, любящим мужем и заботливым отцом, а женщина - радостью для мужа и мудрой матерью для детей. Все ли это умеют? Если нет, то этим и следует заняться.

Научить себя базовым психологическим навыкам, дающим вам пропуск в большую и достойную жизнь - достойная задача.

Вершины развития и люди будущего

В мире очень много ищущих людей, которые строят и себя, и жизнь вокруг, пытаясь построить лучшее будущее. Что построено уже на самом деле, где и как живут эти люди? См.

Зададимся вопросом - в чём состоит развитие и каковы его цели?

Если говорить о развитии мира, то оно заключается в постоянной смене старого новым. При этом способно изменяться не всё. Для определённого промежутка времени изменяется только что-то конкретное, а остальное остаётся постоянным, то есть в любой прогрессирующей есть постоянные конструкции для данного промежутка времени и есть изменяющиеся части, временные. Но если рассматривать постоянные конструкции относительно ещё большего промежутка времени, то и они тоже начинают изменятся. то есть одни изменения заметны на малых интервалах времени, а другие - только на больших. Так, например, в человеке с возрастом органика постоянно меняется, и скелет можно было бы считать постоянным по отношению к ней. Но с течением больших промежутков времени и кости тоже изменяются.

О развитии души можно говорить в разные интервалы времени, например, в течении одной жизни или на протяжении всей её эволюции. Безусловно, оно будет нести свои особенности, поэтому всегда надо уметь выделять, что относится к частному, а что - к общему.

Человеку о своём развитии на большом интервале времени судить трудно. Самооценка человеком самого себя обычно бывает искажённой. Чаще каждый о себе бывает очень высокого мнения. Способность говорить многие принимают за способность мыслить, а умение манипулировать заученными в школе или институте догматическими истинами позволяет им считать себя интеллектуалами. Но стоит столкнуться с Высшими знаниями - и эти "интеллектуалы" высвечивают примитивизм своего мышления, догматизм и неспособность понять Новое. Истинность развития души проявляется по её отношению к новому.

Неприятие нового, непонимание его говорит о наличии дефектов в психике человека и конструкциях. Они (дефекты) препятствуют принятию и пониманию новых знаний, служат тормозом к последующему совершенствованию. Неправильные построения в душе приводят к дальнейшему искажению восприятия. души заключается в постоянном ею нового, которое постоянно дополняет старое, приобретённое душой ранее. В этом состоит эволюционирование. Поэтому когда индивид отказывается принять новое, уверяя, что только старое может быть истинным, то это говорит о том, что он обрывает свою связь с будущим .

Человек всегда считал, что развитие - это сугубо его личное дело: захочет он - будет учится, не захочет - проживёт и так. А о том, что развитие всего человечества и каждого его имеет цель, он не подозревает. Любую цель человек воспринимает как достижение материальных благ. А такие цели, как духовное развитие, ему кажутся иллюзорными.

Но чтобы понять цель развития человека, надо понять цель его создания. Мы не будем говорить о бытовом или общественном смысле этого процесса, а поговорим о гораздо большем - об общекосмической цели существования, так как от неё, от самого главного, исходят уже все мелкие и частные цели.

Имея представление об эволюции, можно заключить, что любое развитие мира совершается через развитие материи от грубой к тонкой через трансформацию частот. Таким образом идёт обновление и омоложение мира или некоего огромного космического организма.

Всё в развитии подчинено главной цели - преобразованию энергии, поэтому и человек - не исключение в этой цепи превращений. и Земле потребовалась энергия определённых качеств, и для этого на нашей планете была придумана цепочка форм-преобразователей, начиная от минералов и кончая человеком, каждая из которых (форм) работала со своим спектром энергий.

Любой мир существует в своём диапазоне энергий. Вся наша планета - это огромный механизм по производству и преобразованию энергий. Человек же это - одно из частных звеньев некоторого общего процесса. Он работает на заполнение оболочек Земли энергиями требуемого типа. А так как связаны с Высшими тоже энергетическими процессами, то он также должен производить энергию для иерархических и одновременно для себя. То есть человек строится таким образом, что, работая на других, он прогрессирует сам. И здесь можно выделить следующую цель его создания.

Человек был создан Высшими Силами для того, чтобы производить для и Земли энергии, требуемые Им на данный промежуток времени .

Этим объясняются все его функции и этому подчинена вся его конструкция: наличие врéменных и постоянных энерготел, энергетических каналов, чувств, эмоций.

Человек - это мощная биоэнергетическая машина, перерабатывающая и излучающая в разнообразные виды энергий .

Данная биомашина работает на трёх основных видах топлива: тонкой энергии, получаемой от; энергии Солнца и продуктов питания. Также она участвует в энергообмене с планетами Солнечной системы и окружающим земным миром. Такая активная функциональная позиция требует особого строения человека и разнообразных механизмов по преобразованию одних типов энергий в другие. При этом он работает и с физическим спектром энергий, и с тонким.

Но так как у всё имеет многоцелевое назначение, то человек не просто производит энергии для других, но обязательно ещё должен совершенствовать свою душу. И именно на этой основе - на принципе совершенствования души - осуществляется переработка энергий и производство её новых видов для других существования.

Таким образом, развитие не есть самоцель, оно является частью общих мировых процессов : человек, совершенствуясь, получает энергии от одних форм, перерабатывает их и передаёт другим формам. Через процессы развития происходит переработка одних видов энергий в другие, а также ведётся энергообмен с другими формами и одновременно происходит совершенствование души. Развивая душу, человек трансформирует низкие спектры энергий в высокие .

Мы говорим об этом, чтобы лишний раз напомнить человеку о его космических и человеческих обязанностях. Он должен трудиться и, как сказано в Библии, "в поте лица добывать хлеб свой насущный". Труд, усилия воли формируют личность, совершенствуют душу и дают Высшим то, что Им требуется для Их собственного существования.

Именно главной целью - производить для и Земли энергии определённого качества - объясняется и появление двенадцати типов людей по знакам Зодиака, на которые указывает астрология. То есть Высшим потребовалось не просто, чтобы человек производил какой-то один вид или диапазон энергий, а понадобилось тринадцать основных диапазонов. От сюда - и введение знаков от Овна, Тельца до Рыбы. и в эре Водолея вводится тринадцатый знак - Змееносец. Знаки Зодиака дают целую радугу разных типов энергий. Поэтому каждый человек в момент рождения "привязывается" к такому месту, которое с помощью включения механизма планет Солнечной системы позволит ему производить энергию того качества, которое от него требуется и в которой нуждаются и Земля.

Но одна из важнейших задач иерархических Систем, построивших всё в нашей вселенной, это, вовлекая в наисложнейшее производство, - сохранить её индивидуальность. Сохранение и развитие индивидуальности стоит на первом месте в этом сложном процессе по производству и переработке физических и тонких энергий. Поэтому каждый человек остаётся индивидуален, а отсюда и спектр энергий, производимых человеком, тоже индивидуален, но в границах общего диапазона его знака Зодиака.

Человек сконструирован так, что производит не один тип энергии, а множество, но в своём спектре. При этом надо подчеркнуть, что, поглощая одни виды энергии, он производит совершенно другие. Так, например, поглощая материальную пищу, представляющую собой в её низком спектре, человек через ряд химических и биоэнергетических процессов переводит её в тепловую энергию тела, в жизненную энергию клеток, в механическую энергию мышц и в энергию чувств. Это всё - материальные типы энергий. Кроме того, человек часть получаемой энергии переводит в более тонкие вибрации: психическую, ментальную, астральную. Это уже тонкие типы энергий материального плана.

За свою жизнь каждый из людей должен выработать определённое количество энергии. А она (энергия) должна соответствовать определённым показателям качества. Количество её определяется числовым, который характеризует - какой объём энергий данный человек обязан произвести за свою жизнь с учётом тех затрат, которые вложили в него.

Если он недоработал продукцию и произвёл меньше, чем было ему задано программой, то в следующую жизнь ему составят очень короткую программу, а следовательно, и жизнь, рассчитанную только на добор этой. Поэтому встречаются часто такие короткие жизни, как год жизни ребёнка, семь лет, одиннадцать, двенадцать. Умирающие до двадцати пяти лет - это в основном должники, которые в прошлой жизни по каким-то причинам недовыполнили план по переработке энергий, поэтому в следующем своей короткой жизнью возмещают убытки Иерархических Систем. (Это - горькая правда жизни, о которой человек должен всегда помнить) А сами люди за короткие жизни дорабатывают для себя то, что не смогли накопить в предшествующем воплощении. Всё это говорит о том, какое большое значение имеет работа человека с энергиями. Нарушая общий энергообмен, он замедляет не только своё развитие, но и деятельность других форм существования. Поэтому так важно, чтобы человек знал, для чего он приходит на Землю, что выражают процессы его развития и каких результатов он должен достичь.

"Развитие Человека", авторы Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова, изд. Амрита-Русь.
Все права защищены. Никакая часть данной информации не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без разрешения авторов книги.

Чтобы в полной мере осознать цель духовного развития, обратимся к мудрости просветленных учителей человечества. Духовность как аспект истины тяжело выражать словами, а чаще — и вовсе бессмысленно. Так как каждое сказанное слово неизбежно искажает саму истину.

Зная, что слова лишь описывают истину и не являются ею самой, тем не менее, можно с помощью них максимально точно настроиться на духовность и прикоснуться к истине. Слова — это лишь зеркала, которые отражают свет истины.

Поэтому, Дорогой читатель, внимательно всматривайтесь в эти зеркала, чувствуйте своим сердцем отраженный свет, и в скором времени вы почувствуете и осознаете сам источник Света:

  • Истину
  • Сущее
  • Источник Бытия
  • Духовность
  • Цель духовного развития
  • Любовь
  • Счастье
  • Гармонию
  • Благополучие …

Чтобы понять цель духовного развития, нам необходимо обратится к самой духовности как таковой. Очень хорошо описывают этот феномен основные постулаты духовного развития:

  1. Все Едино.
  2. Все Живое.
  3. Все движется и развивается.

Человек далеко не единственное разумное существо, которое движется по пути духовного развития. Все есть Живое: камень, растение, атом, электрон, планета, вселенная, галактика, — а значит, все обладает Разумом и Сознанием. Только степень разумности у каждого существа разная.

Разумность (развитость) — критерий относительный. Естественно, человек по сравнению с клетками своего организма или домашними животными выглядит намного развитее и осознаннее.

Возможно, клетка и не догадывается о существовании самого человека, но, тем не менее, она, живое существо, обладающее собственной разумностью. Совершает работу, выполняет задачи, живет и развивается, постигает свою окружающую среду.

Также, к примеру, человек по сравнению с планетой Земля, Солнцем или Галактикой выглядит как клетка, обладающая своей степенью разумности и которой еще «расти и расти» для раскрытия собственного потенциала, познания всех тайн окружающей Жизни.

Поэтому, учитывая, что все есть живое, движется и развивается, следует для более полного понимания духовности и его целей выделить несколько критериев, касающихся всех существ (на каком бы уровне развития они не находились бы) и самого человека:

  • Абсолютная цель духовного развития.
  • Цель духовного развития человека.

Абсолютная цель духовного развития

Практически все духовные течения солидарны в одном, что есть источник всего, и он единственный, то есть он является первоисточником всего что есть, было и когда-либо будет.

Этот источник называют по-разному:

  • Первоисточник.
  • Истинна.
  • Первопричина.
  • Абсолют.
  • Орел.
  • Нечто.
  • Любовь.
  • Сущее.
  • Творец…

Более развитые существа, которые были людьми, но перешли на более высокие ступени духовного развития и стали Учителями человечества, оставили немало сведений и учений о духовном развитии и первоисточнике – Абсолюте.

Для настройки на первоисточник Учителя оставили для своих последователей постулаты об Абсолюте . Эти постулаты позволяют человеку проникнуться самой идеей о первоисточнике и дают возможность хоть в какой-то степени обратить свой взор в сторону истины и почувствовать себя единым со всем Сущим.

В этих сведениях указывается, что Абсолют вложил частичку себя во все живые существа. Для человека этой частичкой является его Душа. То есть в каждой песчинке, молекуле, животном и человеке есть Бог.

У всех существ заложен духовный инстинкт – познать Первотворца. Этот инстинкт проявляется в желании быть лучше, развитее, совершеннее. На определенном уровне развития инстинкт превращается в духовный голод. Человек пытается унять этот голод чтением литературы, религией, общением с учителями, духовными практиками.

Духовный голод свидетельствует о том, что человек (существо) начал пробуждаться, и он готов познавать свою высшую природу, свое Высшее Я – частичку Абсолюта. С этого момента и начинается (более осознанный) путь духовного развития.

Путь познания первоисточника метафорически выражается как движение к центру. Все живые существа движутся к центру, проходя по ступеням духовной эволюции.

Суть движения к центру (познания Абсолюта) заключается, скорее всего, не в каком –то конкретном пространственном перемещении к центру, а в осознании аспектов всего Сущего.

Так как Абсолют (центр) находится везде, он бесконечен, существовал и будет существовать всегда, то его познать или приблизиться к нему можно лишь с помощью расширения своего сознания – осознания духовных истин и воплощение их в своей реальности.

Учитывая все выше сказанное, можно утверждать, что абсолютная цель духовного развития для каждого существа заключается:

  • в постижении своей божественной природы;
  • в осознании единства всего, что только есть;
  • в раскрытии своего духовного потенциала;
  • в осознании Бога в себе и во всем;
  • в познании Истины и раскрытии тайны Бытия.

Цель духовного развития человека

Если посмотреть на человека духовным взором, отбросить рамки социальной жизни человека, его зацикленности на достижение целей современного общества и вечной погони за благами цивилизации.

Если расширить свое сознание и выйти за пределы жизни на планете Земля и посмотреть глазами путешественника по мирам, который впервые увидел человека. То, что он увидит?

Он увидит великолепное существо, красота которого поражает воображение. Его строение настолько совершенно и многогранно, что сразу видно, что возможности человека практически безграничны.

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез – это процесс индивидуального развития человека . В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Можно выделить следующие области развития :

– психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

– психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;

– когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носителей.

Структура индивида является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когнитивных – субъект деятельности. О возможности подобной «увязки» свидетельствуют данные о составе этих макрообразований в структуре человека (Ананьев Б. Г., 1968).

По мнению Б. Г. Ананьева, индивид является носителем биологического, поскольку человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза. В структуре индивида Б. Г. Ананьев выделял два класса свойств: первичные – возрастно-половые и индивидуально-типические (общесоматические, конституциональные, нейродинамические и билатеральные особенности), и вторичные – психофизиологические функции (сенсорные, мнемические, вербально-логические и др.) и органические потребности), результаты, взаимодействия которых представлены в темпераменте и задатках.

Личность, по мнению Б. Г. Ананьева, – это не весь человек, а его социальное качество, его психосоциальное свойство. Исходными характеристиками являются статус, роли, внутренняя позиция личности, ценностные ориентации, которые всегда следует рассматривать в рамках конкретной социальной ситуации развития личности. Эти параметры определяют особенности сферы потребностей и мотиваций человека. Из всего взаимодействия свойств личности складывается характер (Ананьев Б. Г., 1977, с. 371).



Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта, что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Иными словами, структура субъекта – это структура потенциалов, способностей человека. Центральное место в структуре свойств субъекта занимает интеллект, понимаемый Б. Г. Ананьевым как «многоуровневая организация познавательных сил, охватывающая психофизиологические процессы, состояния и свойства личности» и тесно связанная с «нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека».

Таким образом, изучая процессы развития психофизических (биологических) свойств, мы раскрываем динамику развития человека как индивида; о динамике развития человека как личности мы судим, исследуя процессы развития психосоциальных свойств, а оценивая степень развития умственных и других способностей человека, мы получаем представление о ходе развития человека как субъекта деятельности.

Впервые идея о целевой детерминации процесса развития была высказана И.М. Сеченовым в работах 90-х годах XIX века. Однако она не была понята современниками и только в XX веке наиболее полно была развита в трудах Н. А. Бернштейна (Бернштейн Н. А., 1990). В сформулированной им концепции активной саморегуляции цель – это «закодированная в мозгу модель потребного организму будущего»; она «обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности. Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации ».

Таким образом, все содержание хода психического развития человека подчинено некой цели и содержание этой цели обусловливает содержание процесса развития.

Краткий анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет сформулировать представление об общей цели психического развития человека.

Среди зарубежных исследователей идеи целесообразного развития человека высказывались давно.

Например, вся этика Аристотеля строилась как наука о человеке, цель жизни которого состоит в становлении свободного, разумного и активного субъекта.

Спиноза полагал, что цель человека в том, чтобы стать тем, чем ты являешься потенциально. Цель или, как выражался Спиноза, добродетель – это «развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен» (Спиноза Б., 1932).

В последующем аналогичные идеи высказывал Дж. Дьюи. Согласно ему, цель человеческой жизни заключается «в росте и развитии человека в границах его природы и жизнеустройства» (Цит. по: Фромм Э., 1992, с. 35).

Среди современных зарубежных психологов идею целевой обусловленности развития психики активно разрабатывал Э. Фромм. Нельзя понять человеческую личность, говорил Фромм, «если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая... вопрос о смысле его существования» (Фромм Э., 1992, с. 14).

Подытоживая обзор взглядов зарубежных исследователей на содержание целей развития человека, можно сказать, что, во-первых, они признают наличие цели, определяющей процесс психического развития человека, а во-вторых, считают этой целью максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я ».

Отечественные психологи высказывали подобные идеи, но не столь явно. «В ходе психического развития,– писал С. Л. Рубинштейн,– индивид все более выделяет себя из действительности и все более связывается с ней... Переходя ко все более высоким формам отражения от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения и все глубже связывается со все более широкой сферой действительности» (Рубинштейн С. А., 1940, с. 77).

Сходные идеи высказывал и Б. Г. Ананьев: «Общим эффектом... интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. Самосознание и "Я" – ядро личности с определенной взаимосвязью определенных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их неповторимостью – все это самые поздние продукты развития человека» (Ананьев Б. Г., 1977, с. 274).

Действительно, рождение ребенка, когда он физически отделяется от организма матери, но все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей есть не что иное, как выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей – это первый акт выделения себя. Следующий связан с началом ходьбы, делающей ребенка более независимым существом. Наконец, моменты первого открытия «Я», приходящиеся на период раннего детства и формирования внутренней позиции в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающие ему фундамент для произвольного поведения, демонстрируют нам следующие акты выделения ребенка из окружающей среды и установления с ней связей, уже более или менее осознанных.

Этот процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее.

2.Основные подходы к рассмотрению категории «развитие» психологии