Влияние войны на характер человека аргументы. Проблема войны и мира — аргументы и сочинение

Как война меняет мировосприятие и характер человека? Именно этот вопрос возникает при чтении текста В. П. Астафьева.

Раскрывая проблему влияния войны на мировосприятие и характер человека, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городе. На горящие развалины обрушивался артиллерийский налёт немцев. Неожиданно в доме напротив разлились звуки органа.

Молодой солдат вспомнил, что в детстве, слушая скрипку, он хотел умереть от непонятной печали и восторга. Теперь эта музыка преломилась в герое, и он уже по-другому воспринимал знакомую с детства мелодию. Музыка переворачивала душу, звучала боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы не было больше этих ужасов войны.

В этом отрывке, завершающем рассказ В. П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка», автор подводит нас к мысли о том, что под влиянием войны человек меняется внутренне, меняются его взгляды и характер, происходит переоценка ценностей. Война обостряет чувства человека, заставляет осознать сопричастность происходящему вокруг, переживать ужасы войны не отстранённо, а глубоко лично.

Приведу литературный аргумент. В рассказе Е. И. Носова «Кукла» мы знакомимся с перевозчиком Акимычем, участником Великой Отечественной войны, который не может спокойно пройти мимо брошенной людьми куклы. Одну такую куклу автор подробно описывает, подчёркивая с помощью деталей, что над ней кто-то жестоко и цинично поглумился. Взрослые равнодушно проходят мимо, а дети «привыкают к такому святотатству». Только ветеран не может «притерпеться к худу», его сердце комом сжимается, когда он видит, как «подобие человека» валяется растерзанное у дороги. Акимыч берёт лопату и закапывает брошенную куклу.

Приведём ещё один литературный аргумент. В повести В. П. Астафьева «Пастух и пастушка» лейтенант Борис Костяев, человек нравственно чистый и справедливый, на войне встречает свою любовь – простую женщину Люсю. Рана, которую он получил после встречи с Люсей, не опасна для жизни, но он угасает, так как не может совместить в одно целое любовь как символ жизни и войну, ежечасно эту жизнь убивающую. На войне начинают сильнее ощущать ценность жизни.

Мы пришли к выводу о том, что война изменяет человека, его мировоззрение и мировосприятие, сердце становится более чутким к жестокости и злу.

Перед вами банк аргументов для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Он посвящен военной тематике. Каждой проблеме соответствуют литературные примеры, которые необходимы для написания работы наивысшего качества. Заголовок соответствует формулировке проблемы, под заголовком находятся аргументы (3-5 штук в зависимости от сложности). Также вы можете скачать эти аргументы в виде таблицы (ссылка в конце статьи). Мы надеемся, что они помогут вам в подготовке к ЕГЭ.

  1. В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак предал отчизну, испугавшись пыток. Когда два товарища в поисках провизии для партизанского отряда нарвались на оккупантов, они вынуждены были отступать и скрыться в деревне. Однако враги нашли их в доме местной жительницы и решили допросить их с применением насилия. Сотников с честью выдержал испытание, а вот его приятель примкнул к карателям. Он решил стать полицаем, хоть и намеревался сбежать к своим при первом удобном случае. Однако этот поступок навсегда перечеркнул будущее Рыбака. Выбив подпорки из-под ног товарища, он стал изменником и подлым убийцей, который не достоин прощения.
  2. В романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» трусость обернулась для героя личной трагедией: он потерял всё. Пытаясь завоевать расположение Марьи Мироновой, он решил хитрить и лукавить, а не вести себя мужественно. И вот, в решающий момент, когда Белгородская крепость была захвачена бунтовщиками, а родители Маши были зверски убиты, Алексей не встал за них горой, не защитил девушку, а переоделся в простое платье и присоединился к захватчикам, спасая свою жизнь. Его трусость окончательно оттолкнула героиню, и, даже будучи у него в плену, она гордо и непреклонно противилась его ласкам. По ее мнению, лучше уж умереть, чем быть заодно с трусом и предателем.
  3. В произведении Валентина Распутина «Живи и помни» Андрей дезертирует и прибегает к себе домой, в родную деревню. В отличие от него, его супруга была мужественной и преданной женщиной, поэтому она, рискуя собой, прикрывает сбежавшего мужа. Он живет в соседнем лесу, а она носит ему все необходимое втайне от соседей. Но отлучки Насти стали достоянием общественности. За ней в погоню на лодке поплыли односельчане. Чтобы спасти Андрея, Настена утопилась, так и не выдав дезертира. Но трус в ее лице лишился всего: любви, спасения, семьи. Его страх перед войной погубил единственного любящего его человека.
  4. В рассказе Толстого «Кавказский пленник» противопоставляются два героя: Жилин и Костыгин. Пока один, оказавшись в плену у горцев, смело борется за свою свободу, другой смиренно ждет, пока родные заплатят выкуп. Страх застилает ему глаза, и он не понимает, что эти деньги будут поддерживать мятежников и их борьбу против его соотечественников. На первом месте для него – лишь собственная участь, а на интересы родины ему наплевать. Очевидно, что трусость проявляется на войне и обнажает такие черты натуры, как эгоизм, слабохарактерность и ничтожность.

Преодоление страха на войне

  1. В рассказе Всеволода Гаршина «Трус» герой боится сгинуть во имя чьих-то политических амбиций. Его тревожит, что он со всеми своими планами и мечтами окажется лишь фамилией и инициалами в сухой газетной сводке. Он не понимает, ради чего ему нужно воевать и рисковать собой, к чему все эти жертвы. Его друзья, конечно, говорят, что им движет трусость. Они дали ему пищу для размышлений, и он решил все же записаться добровольцем на фронт. Герой осознал, что жертвует собой ради великого дела – спасения своего народа и отчизны. Он погиб, но был счастлив, ведь сделал действительно значимый шаг, и его жизнь приобрела осмысленность.
  2. В повести Михаила Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов преодолевает страх смерти и не соглашается выпить за победу Третьего Рейха, как того требует комендант. За подстрекательство к мятежу и неуважение к надзирателям ему и так грозит наказание. Единственный способ избежать гибели – принять тост Мюллера, предать родину на словах. Конечно, мужчина хотел жить, боялся пыток, но честь и достоинство были ему дороже. Мысленно и духовно он воевал с оккупантами, даже стоя перед начальником лагеря. И он победил его силой воли, отказавшись выполнить его приказ. Враг признал превосходство русского духа и наградил солдата, который даже в плену превозмогает страх и отстаивает интересы своей страны.
  3. В романе Льва Толстого «Война и мир» Пьер Безухов боится участвовать в военных действиях: он нескладный, робкий, слабый, не приспособленный для военной службы. Однако увидев размах и ужас отечественной войны 1812 года, он решил в одиночку пойти и убить Наполеона. Он вовсе не обязан был идти в осажденную Москву и рисковать собой, с его-то деньгами и влиянием он мог отсидеться в укромном уголке России. Но он идет, чтобы помочь народу хоть как-нибудь. Пьер, конечно, не убивает императора французов, но спасает девочку из пожара, а это уже немало. Он победил свой страх и не прятался от войны.
  4. Проблема мнимого и реального героизма

    1. В романе Льва Толстого «Война и мир» Федор Долохов проявляет излишнюю жестокость в ходе военных действий. Он получает удовольствие от насилия, при этом всегда требует наград и похвал за свой мнимый героизм, в котором больше тщеславия, чем отваги. Например, он схватил за ворот уже сдавшегося офицера и долго настаивал, что именно он взял его в плен. Пока солдаты вроде Тимохина скромно и просто выполняли свой долг, Федор кичился и бахвалился своими преувеличенными достижениями. Он делал это не ради спасения родины, а ради самоутверждения. Это и есть фальшивый, ненастоящий героизм.
    2. В романе Льва Толстого «Война и мир» Андрей Болконский идет на войну ради карьеры, а не ради светлого будущего своей страны. Его волнует только слава, которая досталась, например, Наполеону. В погоне за ней он бросает в одиночестве беременную жену. Оказавшись в поле брани, князь устремляется в кровопролитную схватку, призывая многих людей пожертвовать собой вместе с ним. Однако его бросок не менял исхода боя, а лишь обеспечил новые потери. Поняв это, Андрей осознает ничтожность своих мотивов. С этой минуты он больше не гонится за признанием, его волнует лишь судьба родной страны, и только за нее он готов вернуться на фронт и жертвовать собой.
    3. В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак слыл сильным и смелым бойцом. Он был крепок здоровьем и могуч с виду. В драках ему не было равных. Но настоящее испытание показало, что все его поступки – лишь пустое бахвальство. Побоявшись пытки, Рыбак принимает предложение врага и становится полицаем. В его напускной смелости не было ни капли настоящего мужества, поэтому он не смог выдержать морального прессинга страха боли и смерти. К сожалению, мнимые добродетели распознаются только в беде, и его товарищи не знали, кому доверились.
    4. В повести Бориса Васильева «В списках не значился» герой в одиночку обороняет Брестскую крепость, все остальные защитники которой пали замертво. Николай Плужников и сам еле стоит на ногах, но все равно до конца жизни выполняет свой долг. Кто-то, конечно, скажет, что с его стороны это безрассудно. Один в поле не воин. Но я все же думаю, что в его положении это единственный правильный выбор, ведь ему не выбраться наружу и не присоединиться к боеспособным частям. Так не лучше ли дать последний бой, чем тратить пулю на себя? На мой взгляд, поступок Плужникова – подвиг настоящего мужчины, который смотрит правде в глаза.
    5. В романе Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» описаны десятки судеб простых ребят, которых война загнала в тяжелейшие условия: голод, смертельный риск, болезни и постоянная усталость. Они – не солдаты, а обычные жители деревень и сёл, тюрем и лагерей: неграмотные, малодушные, прижимистые и даже не очень честные. Все они – лишь пушечное мясо в бою, от многих нет никакого толку. Что ими движет? Желание выслужиться и получить отсрочку или работу в городе? Безысходность? Может, их пребывание на фронте – безрассудство? Можно ответить по-разному, а я все-таки думаю, что их жертвы и скромный вклад в победу не напрасны, а необходимы. Я уверен, что их поведением управляет не всегда осознанная, но верная сила – любовь к отечеству. Автор показывает, как и почему она проявляется в каждом из героев. Поэтому их смелость я считаю неподдельной.
    6. Милосердие и равнодушие в атмосфере военных действий

      1. В романе Толстого «Война и мир» Берг, муж Веры Ростовой, проявляет кощунственное равнодушие к соотечественникам. Во время эвакуации из осажденной Москвы он пользуется горем и смятением людей, покупая их редкие и ценные вещи подешевле. Его не волнует судьба отечества, он смотрит только в свой карман. Беды окружающих беженцев, напуганных и задавленных войной, его никак не трогают. В то же время крестьяне жгут все имеющееся у них достояние, лишь бы оно не досталось врагу. Они сжигают дома, убивают скот, рушат целые деревни. Ради победы они рискуют всем, уходят в леса и живут одной семьей. На контрасте Толстой показывает безразличие и сострадание, противопоставляя бесчестную элиту и бедняков, оказавшихся богаче духовно.
      2. В поэме Александра Твардовского «Василий Теркин» описано единение народа перед лицом смертельной угрозы. В главе «Два солдата» старики приветствуют Василия и даже кормят его, потратив драгоценные съестные припасы на незнакомца. Взамен на гостеприимство герой чинит пожилой чете часы и прочую утварь, а также развлекает их обнадеживающими разговорами. Хоть старуха и неохотно достает угощение, Теркин ее не попрекает, ведь понимает, как тяжело им живется в деревне, где даже некому помочь дров наколоть – все на фронте. Однако даже разные люди находят общий язык и сострадают друг другу, когда над родиной сгустились тучи. В этом единении и заключался призыв автора.
      3. В повести Василя Быкова «Сотников» Демчиха прячет партизан, несмотря на смертельный риск. Она колеблется, будучи напуганной и загнанной деревенской бабой, а не героиней с обложки. Перед нами живой человек не без слабостей. Она не рада незваным гостям, по деревне кружат полицаи, и если они что-то найдут, никто не выживет. И все же сострадание в женщине берет верх: она укрывает бойцов сопротивления. И ее подвиг не остался незамеченным: на допросе с пытками и истязаниями Сотников не выдает свою покровительницу, тщательно пытаясь выгородить ее, свалить вину на себя. Так, милосердие на войне порождает милосердие, а жестокость – только жестокость.
      4. В романе Толстого «Война и мир» описаны некоторые эпизоды, указывающие на проявление равнодушия и отзывчивости в отношении к пленным. Русские люди спасли от смерти офицера Рамбаля и его денщика. Замерзшие французы сами пришли к вражескому лагерю, они умирали от обморожения и голода. Наши соотечественники проявили милосердие: накормили их кашей, налили им согревающей водки, а офицера даже на руках отнесли в палатку. А вот оккупанты были менее жалостливы: знакомый француз не заступился за Безухова, увидев его в толпе пленных. Сам граф едва остался в живых, получая скуднейший паек в тюрьме и идя по морозу на привязи. В таких условиях погиб ослабевший Платон Каратаев, которому никто из врагов и не думал давать каши с водкой. Пример русских солдат поучителен: он демонстрирует истину, что на войне нужно оставаться человеком.
      5. Интересный пример описал Александр Пушкин в романе «Капитанская дочка». Пугачев, атаман бунтовщиков, проявил милосердие и помиловал Петра, уважая в нем доброту и щедрость. Юноша когда-то одарил его полушубком, не скупясь на помощь незнакомцу из простонародья. Емельян продолжил делать ему добро и после «расплаты», ведь и на войне стремился к справедливости. А вот императрица Екатерина проявила равнодушие к судьбе преданного ей офицера и сдалась лишь на уговоры Марьи. На войне она проявила варварскую жестокость, устроив казнь мятежников на площади. Неудивительно, что народ шел против ее деспотической власти. Только сострадание может помочь человеку остановить разрушительную силу ненависти и вражды.

      Нравственный выбор на войне

      1. В повести Гоголя «Тарас Бульба» младший сын главного героя находится на распутье между любовью и родиной. Он выбирает первое, навсегда отрекаясь от семьи и отчизны. Его выбор товарищи не приняли. Особенно горевал отец, ведь единственным шансом восстановить честь рода было убийство предателя. Боевое братство мстило за смерть своих близких и за притеснение веры, святую месть попрал Андрий, и за отстаивание этой идеи Тарас тоже сделал свой тяжелый, но необходимый выбор. Он убивает сына, доказывая однополчанам, что самое главное для него, как атамана, — это спасение родины, а не мелкие интересы. Так он навек скрепляет казацкое товарищество, которое будет бороться с «ляхами» и после его смерти.
      2. В рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» героиня тоже принимала отчаянное решение. Дине нравился русский человек, которого насильно удерживали ее родственники, друзья, ее народ. Перед ней стоял выбор между родством и любовью, узами долга и велением чувства. Она колебалась, думала, решала, но не смогла не помочь, так как понимала, что Жилин не достоин такой участи. Он добр, силен и честен, но денег на выкуп у него нет, и в том не его вина. Несмотря на то, что татары и русские воевали, что одни захватывали других, девочка сделала нравственный выбор в пользу справедливости, а не жестокости. В этом, наверное, выражается превосходство детей над взрослыми: даже в борьбе они проявляют меньше злости.
      3. В романе Ремарка «На западном фронте без перемен» изображен образ военного комиссара, который призывал старшеклассников, совсем еще мальчишек, на Первую Мировую войну. При этом из истории мы помним, что Германия не защищалась, а нападала, то есть ребята шли на смерть ради чужих амбиций. Однако их сердца были воспламенены словами этого бесчестного человека. Так, главные герои пошли на фронт. И только там они поняли, что их агитатор – трус, отсиживающийся в тылу. Он посылает юношей на погибель, а сам сидит дома. Его выбор – безнравственный. Он обличает слабовольного лицемера в этом с виду мужественном офицере.
      4. В поэме Твардовского «Василий Теркин» главный герой переплывает ледяную реку, чтобы довести до сведения командования важные донесения. Он бросается в воду под обстрелом, рискуя замерзнуть на смерть или утонуть, схватив вражескую пулю. Но Василий делает выбор в пользу долга – идеи, которая больше него самого. Он вносит свой вклад в победу, думая не о себе, а об исходе операции.

      Взаимопомощь и эгоизм на передовой

      1. В романе Толстого «Война и мир» Наташа Ростова готова уступить раненым подводы, лишь бы помочь им избежать преследований французов и покинуть осажденный город. Она готова потерять ценные вещи, несмотря на то, что ее семья находится на грани разорения. Все дело в ее воспитании: Ростовы всегда готовы были помочь и выручить человека из беды. Отношения им дороже денег. А вот Берг, муж Веры Ростовой, во время эвакуации выторговывал у напуганных людей вещи по дешевке, дабы нажить капитал. Увы, на войне не все выдерживают проверку на нравственность. Истинное лицо человека, эгоиста или благодетеля, всегда проявит себя.
      2. В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого «кружок аристократов» демонстрирует неприятные черты характера знати, оказавшейся на войне из-за тщеславия. Например, Гальцин – трус, все об этом знают, но никто не говорит, потому что он – высокородный дворянин. Он лениво предлагает свою помощь на вылазке, но его все лицемерно отговаривают, зная, что тот никуда не пойдет, да и толку от него мало. Этот человек – малодушный эгоист, который думает только о себе, не обращая внимания на нужды отечества и трагедию собственного народа. В то же время Толстой описывает молчаливый подвиг врачей, которые работают сверхурочно и сдерживают разгулявшиеся нервы от увиденного ужаса. Их не наградят и не повысят, им до этого нет дела, ведь цель у них одна – спасти как можно больше солдат.
      3. В романе Михаила Булгакова «Белая Гвардия» Сергей Тальберг бросает свою жену и убегает из раздираемой гражданской войной страны. Он эгоистично и цинично оставляет в России все, что ему было дорого, все, чему он клялся быть верным до конца. Елену взяли под защиту братья, которые, в отличие от родственника, до последнего служили тому, кому дали присягу. Они оберегали и утешали покинутую сестру, ведь весь совестливый народ объединился под бременем угрозы. К примеру, выдающийся подвиг совершает командир Най-Турс, спасая юнкеров от неминуемой гибели в напрасном бою. Сам он гибнет, зато помогает безвинным и обманутым гетманом юношам сохранить жизнь и покинуть осажденный город.

      Негативное влияние войны на общество

      1. В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» жертвой войны становится весь казацкий народ. Былой уклад жизни рушится из-за братоубийственной распри. Гибнут кормильцы, дети выходят из-под повиновения, вдовы сходят с ума от горя и невыносимого ярма труда. Трагически складывается судьба абсолютно всех героев: гибнут Аксинья и Петр, заражается сифилисом и совершает самоубийство Дарья, разочаровывается в жизни Григорий, умирает одинокая и забытая Наталья, черствеет и наглеет Михаил, убегает и несчастливо живет Дуняша. Все поколения находятся в разладе, брат идет на брата, земля осиротела, ведь в пылу битвы о ней позабыли. В итоге гражданская война привела лишь к опустошению и горю, а не к светлому будущему, которое обещали все враждующие стороны.
      2. В поэме Михаила Лермонтова «Мцыри» герой стал очередной жертвой войны. Его подобрал русский военный, насильно увёз из родного дома и, наверное, дальше распоряжался бы его судьбой, если бы мальчик не заболел. Тогда его почти что бездыханное тело было брошено на попечение монахов в попутном монастыре. Мцыри вырос, ему уготовили участь послушника, а затем и священнослужителя, но он так и не смирился с произволом похитителей. Юноша хотел вернуться на родину, воссоединиться с семьей, утолить жажду любви и жизни. Однако его лишили всего этого, ведь он был всего лишь пленником, и даже после побега оказался вновь в своей тюрьме. Эта история — эхо войны, так как борьба стран калечит судьбы простых людей.
      3. В романе Николая Гоголя «Мертвые души» есть вставка, которая является отделённой историей. Это повесть о капитане Копейкине. В ней рассказывается о судьбе калеки, который стал жертвой войны. В бою за родину он стал инвалидом. В надежде получить пенсию или какое-то вспоможение он приехал в столицу и начал ходить к чиновникам. Однако те ожесточились на своих удобных рабочих местах и лишь загоняли бедного человека, никак не облегчив его исполненную страданиями жизнь. Увы, постоянные войны в Российской империи породили множество таких случаев, поэтому никто на них особо не реагировал. Тут нельзя даже однозначно кого-то винить. Общество стало равнодушным и жестоким, так люди оборонялись от постоянных тревог и потерь.
      4. В рассказе Варлама Шаламова «Последний бой майора Пугачева» главные герои, честно оборонявшие родину во время войны, попали в трудовой лагерь на родине за то, что когда-то они были в плену у немцев. Никто не пожалел этих достойных людей, никто не проявил снисхождение, а ведь они не виновны в том, что попали в плен. И дело не только в жестоких и несправедливых политиках, дело в народе, который очерствел от постоянного горя, от неизбывных лишений. Само общество равнодушно внимало страданиям невинных солдат. И они тоже вынуждены были убивать охрану, бежать и отстреливаться, потому что кровавая резня и их сделала такими: беспощадными, злыми и отчаянными.

      Дети и женщины на фронте

      1. В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» главные героини – женщины. Они, конечно, больше мужчин боялись идти на войну, у каждой из них остались близкие и родные люди. Рита даже оставила родителям сына. Однако девушки самозабвенно сражаются и не отступают, хоть и противостоят шестнадцати солдатам. Каждая из них борется героически, каждая преодолевает свой страх смерти во имя спасения отчизны. Их подвиг воспринимается особенно тяжело, ведь хрупким женщинам не место на поле брани. Однако они разрушили этот стереотип и победили боязнь, сковывающую и более подходящих бойцов.
      2. В романе Бориса Васильева «В списках не значился» последние защитники Брестской крепости пытаются спасти женщин и детей от голодной смерти. У них не хватает воды и припасов. С болью в сердце бойцы провожают их в немецкий плен, другого выхода нет. Однако враги не жалели даже будущих матерей. Беременную жену Плужникова, Мирру, забивают сапогами и протыкают штыком. Ее изуродованный труп забрасывают кирпичами. Трагедия войны заключается в том, что она лишает людей человечности, высвобождая все их скрытые пороки.
      3. В произведении Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» герои – не солдаты, а юные пионеры. Пока на фронтах длится ожесточенная схватка, они, как могут, помогают отечеству выстоять в беде. Ребята делают тяжелую работу за вдов, сирот и одиноких матерей, которым даже некому дров наколоть. Они тайком выполняют все эти задания, не дожидаясь похвал и почестей. Для них главное – внести свой скромный, но важный вклад в победу. Их судьбы тоже скомканы войной. Женя, например, растет на попечении старшей сестры, отца же они видят раз в несколько месяцев. Однако это не мешает детям выполнять свой маленький гражданский долг.

      Проблема благородства и низости в бою

      1. В романе Бориса Васильева «В списках не значился» Мирра вынуждена сдаться в плен, когда обнаруживает, что беременна от Николая. В их укрытии нет воды и пищи, молодые люди чудом выживают, ведь на них ведется настоящая охота. Но вот хромая еврейская девушка выбирается из подполья, чтобы спасти жизнь своему ребенку. За ней зорко наблюдает Плужников. Однако у нее не получилось смешаться с толпой. Чтобы ее муж не выдал себя, не пошел ее спасать, она отходит подальше, и Николай не видит, как его супругу бьют бешеные оккупанты, как ранят ее штыком, как заваливают ее тело кирпичами. В этом ее поступке столько благородства, столько любви и самопожертвования, что его сложно воспринимать без внутреннего содрогания. Хрупкая женщина оказалась сильнее, мужественнее и благороднее, чем представители «избранной нации» и сильного пола.
      2. В повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» подлинное благородство в условиях войны проявляет Остап, когда даже под пыткой не издает ни единого крика. Он не подарил врагу зрелища и ликования, победив его духовно. В своем предсмертном слове он лишь обратился к отцу, которого не ожидал уже услышать. Но услышал. И понял, что дело их живо, а значит, и он жив. В этом самоотречении во имя идеи раскрылась его богатая и сильная натура. А вот окружающая его праздная толпа – символ человеческой низости, ведь люди собрались, чтобы смаковать боль другого человека. Это ужасно, и Гоголь подчеркивает, как ужасен лик этой разношерстной публики, как противен ее ропот. Он противопоставил ее жестокость добродетели Остапа, и мы понимаем, на чьей стороне автор в этом конфликте.
      3. Благородство и низость человека по-настоящему проявляются только в экстренных ситуациях. Например, в повести Василя Быкова «Сотников» два героя повели себя совершенно по-разному, хоть и жили бок о бок в одном отряде. Рыбак предал страну, друзей, свой долг из-за страха боли и смерти. Он стал полицаем и даже помог своим новым сотоварищам повесить бывшего напарника. Сотников же о себе не думал, хоть и претерпел мучения от пыток. Он пытался спасти Демчиху, своего бывшего друга, отвести беду от отряда. Поэтому он все валил на себя. Этот благородный человек не позволил себя сломать и с достоинством отдал жизнь за родину.

      Проблема ответственности и халатности бойцов

      1. В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого описывается безответственность многих бойцов. Они лишь рисуются друг перед другом, а на дело ходят только ради повышения по службе. Они совершенно не думают об исходе битвы, их интересуют только награды. Например, Михайлов заботится лишь о том, чтобы завязать дружбу с кружком аристократов и получить какие-то выгоды от службы. Получив ранение, он даже отказывается перевязать его, чтобы всех поразил вид крови, ведь за серьезную травму положено вознаграждение. Поэтому не удивительно, что в финале Толстой описывает именно поражение. С таким отношением к своему долгу перед родиной невозможно выиграть.
      2. В «Слове о полку Игореве» неизвестный автор повествует о поучительном походе князя Игоря на половцев. Стремясь к обретению легкой славы, он ведет дружину на кочевников, пренебрегая заключенным перемирием. Русские войска разбивают врагов, но ночью кочевники застают спящих и хмельных воителей врасплох, многих убивают, остальных берут в плен. Молодой князь раскаялся в своем сумасбродстве, но поздно: дружина перебита, его вотчина без хозяина, жена в скорби, как и весь народ. Антиподом легкомысленного правителя выступает мудрый Святослав, который говорит, что русские земли нужно объединить, а к врагам просто так не стоит соваться. Он ответственно относится к своей миссии и порицает тщеславие Игоря. Его «Золотое слово» впоследствии стало основой политической системы Руси.
      3. В романе Льва Толстого «Война и мир» друг другу противопоставляются два типа полководцев: Кутузов и Александр Первый. Один бережет своих людей, выше победы ставит благополучие армии, а другой думает лишь о быстром успехе дела, а на жертвы солдат ему наплевать. Из-за неграмотных и недальновидных решений русского императора армия понесла потери, воины были удручены и сбиты с толку. А вот тактика Кутузова принесла России полное избавление от врага при минимальных потерях. Поэтому очень важно на боле боя быть ответственным и гуманным руководителем.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблемы войны и мира (человек на войне, противоестественность войны)»

Текст из ЕГЭ

(1)В подвале было темно и тихо, но никто, наверно, не спал, это ощущалось по частым, напряжённым вздохам, скупым движениям, притихше-настороженному дыханию людей. (2)И тогда Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. (3)Утро уже будет принадлежать не им. (4)Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.

(5)Разумеется, иного он и не ждал от этих выродков: оставить его живым они не могли - могли разве что замучить в том дьявольском закутке Будилы. (6)А так, возможно, и неплохо; пуля мгновенно и без мук оборвёт жизнь - не самый худший из возможных, во всяком случае:, обычный солдатский конец на войне.

(7)А он, дурак, всё боялся погибнуть в бою. (8)Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронте великой войны.

(9)Правда, в эти несколько партизанских месяцев он всё-таки что-то сделал, исполняя свой долг гражданина и бойца. (10)Пусть не так, как хотел, - как позволили обстоятельства: несколько врагов всё же нашло смерть и от его руки. (11)И вот наступил конец.

(12)Всё сделалось чётким и категоричным. (13)И это дало возможность строго определить выбор. (14)Если что-либо ещё и заботило его в жизни, так это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. (15)Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его «я» перед тем, как оно навсегда исчезнет.

(16)На первый взгляд это казалось странным, но, примирившись с собственной смертью, Сотников на несколько коротких часов приобрёл какую-то особую, почти абсолютную независимость от силы своих врагов. (17)Теперь он мог полной мерой позволить себе такое, что в другое время затруднялось обстоятельствами, заботой о сохранении собственной жизни- теперь он чувствовал в себе новую возможность, не подвластную уже ни врагам, ни обстоятельствам и никому в мире. (18)Он ничего не боялся, и это давало ему определённое преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже. (19)Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять всё на себя. (20)Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. (21)Остальные здесь ни при чем.

(22)По существу, он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому. (23)Сотников не мог согласиться с мыслью, что его смерть явится нелепой случайностью по воле этих пьяных прислужников. (24)Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. (25)Иначе зачем тогда жизнь? (26)Слишком нелегко даётся она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу.

(27)Было холодновато, время от времени он вздрагивал и глубже залезал под шинель. (28)Как всегда, принятое решение принесло облегчение, самое изнурительное на войне - неопределённость больше не досаждала ему. (29)Он уже знал, когда произойдёт его последняя битва с врагами, и знал, на какие станет позиции. (30)С них он не отступит. (31)И хотя этот поединок не сулил ему лёгкой победы, он был спокоен. (32)У бобиков оружие, сила, но и у него тоже есть на чем постоять в конце. (33)Он их не боялся.

(По В. Быкову)

Вступление

Война и мир – два противоположных понятия, являющих собой состояние общества в разные периоды истории.

Война – самое страшное, что только испытывало человечество за всю свою историю. Война калечит человеческие судьбы, разрушает, убивает. Война антигуманна, противоестественна, она словно направлена на уничтожение всего самого святого, что есть у людей – человечности.

Проблема

В. Быков рассматривает проблему осознания человеком смысла жизни в военное время, перед лицом смерти. Осознание скорого наступления конца заставляет человека думать совершенно иначе, чем в мирное время. Хочется хоть как-то осмыслить собственную гибель, сделать напоследок хоть что-то хорошее.

Комментарий

Находясь с остальными пленниками в подвале, Сотников понимает, что вряд ли доживет до утра. Его начинают одолевать мысли о том, как же провести свои последние часы так, чтобы встретить кончину с достоинством.

Он начинает жалеть о том, что ему не удалось погибнуть в бою, чтобы его смерть была наполнена смыслом. Он даже завидовал сотням счастливцев, которым удалось покинуть жизнь таким способом.

Но потом он осознал, что ему многое удалось совершить – от его руки погибло несколько врагов. Но теперь конец.

В процессе мучительных раздумий для него все вдруг стало понятным и простым. Скорая смерть давала ему преимущества перед другими – он перестал бояться всего на свете. Если раньше он мог опасаться за собственную жизнь или какие-либо нежелательные последствия, то теперь он чувствовал себя абсолютно свободным.

Чтобы оправдать свою безвременную кончину, он решил взять ответственность за окружающих на себя – утром он признает свою вину, и расстреляют только его.

Авторская позиция

Автор размышляет над тем, что каждая смерть должна быть осмысленна. Он уверен, что отношение к смерти не должно быть так упрощено, как во время любой войны, когда во благо общей цели смерть отдельного человека ничего не значит.

Своя позиция

Хоть автор и не заявляет этого прямо, я думаю, он хотел рассказать о бессмысленности войны и смертей людей на войне, об ее антигуманности и противоестественности. Я считаю, что мысли, приходящие Сотникову в холодном подвале, противоестественны. Они не придут в голову человеку, живущему мирной спокойной жизнью. Они характерны лишь для смертника – преступника, приговоренного к смертной казни. Хотя и смертная казнь бесчеловечна.

Аргумент №1

В другом рассказе «Одна ночь» В. Быков представляет случай на войне, когда русский боец Иван Волока оказался в подвале с немцем Фрицем. Из подвала поодиночке выбраться было невозможно, так как вход в него был завален землей.

Чем дольше они находятся наедине друг с другом, тем скорее пропадает чувство ненависти к врагу. Иван понимает, что немец – такой же человек, как и он. Они выяснили, что между ними много общего: мирные профессии, тоска по дому, ненависть к войне.

Но единение их душ завершилось утром, когда им удалось выбраться наружу. Фриц кинулся к своим, а Волока автоматически поднял ружье и застрелил его. Когда он понял, что произошло, он проклял войну.

Аргумент №2

Л. Н. Толстой в «Севастопольских рассказах» утверждает мысль о том, что война противоречит всем человеческим чувствам – и разуму, и человеческой природе. Она стирает все границы между добром и злом.

Люди вынуждены калечить друг друга, подчиняясь приказам и животным инстинктам выживания. Картины, которые предстают взору солдат, навсегда ломают их мировосприятие. На войне нет правых и виноватых. Экстренные ситуации каждый преодолевает так, как может, порой утрачивая человеческое лицо.

Заключение

Война – явление страшное, не укладывающееся в голове. Она нарушает все библейские заповеди, все утверждения гуманистов. Насилует представления человека о добре и зле, которые во время военных действий находятся по одну сторону баррикад – смерть одного предполагает спасение другого. Либо убивай сам, либо будешь убит врагом.

Что война отбирает у мирных жителей? Совместима ли она с жизнью человека? Проблему влияния войны на жизнь людей поднимает в тексте В. П. Ерашов.

Размышляя на эту тему, автор описывает первый настоящий бой Кати - "девчонки", волей судьбы попавшей на войну. Ерашов в начале фрагмента текста с сожалением отмечает последствия действия этого разрушительного явления на человека: все родные Кати погибли, "терять в бою ей, по сути, было нечего - кроме собственной жизни".

Страдания, принесенные войной, отняли у нее даже выраженное желание жить. Более того, автор в конце текста противопоставляет ранее возможно выполнимую роль Кати в семье и нынешнюю ее судьбу: Катя стала "не женой, не матерью, не хранительницей очага - командиром танка".

Авторская позиция касательно поднятой проблемы понятна и выражена в последнем абзаце: Ерашов сожалеет о том, как война повлияла на молодую девушку, доставив ей море страданий и лишив ее мирного семейного будущего.

Тема влияния войны на человека получает развитие в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир".

Полезный материал по теме

  • по тексту В.П. Ерашова (1)Это был первый настоящий бой Кати. Проблема влияния войны на судьбу человека

Изменение отношения к убийству человеком человека князя Андрея Болконского прослеживается на протяжении произведения. Если герой изначально воспринимал войну, как случай, когда можно заслужить славу и уважение, то с течением времени он насовсем отказывается от своих убеждений, видя мнимое величие Наполеона, показной характер его действий. Особенно удачно негативное отношение к войне, приносящей сильнейшие страдания тысячам во время единиц, князя Болконского подтверждают его мысли о раненых бойцах в лазарете: их тела напоминали человеческое мясо.

Путь Григория Мелехова, героя романа М. А. Шолохова "Тихий Дон", также демонстрирует разрушительную роль войны в жизни простого человека. Привыкший к сельской жизни, герой представляет войну, как что-то должное, а убийство врага, как что-то оправдываемое. Но первые военные действия начинают рушить убеждения Григория, который осознает бессмысленность этого действия. Он понимает, что вражеские бойцы такие же обычные люди, как и он, подчиняющиеся приказам свыше. Герой не может найти оправдание тем страданиям, что он вынужден причинять другим.

Одни говорят, что война не так страшна, как кажется, другие считают иначе. Кто же из них прав? Об этом невольно задумываешься, прочитав текст Леонида Николаевича Андреева.

Как война влияет на жизни людей? Именно эту проблему ставит автор. Этот вопрос волновал общество издавна. Он сохранил актуальность до сих пор и имеет огромное значение для каждого, ведь нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война. Чтобы привлечь внимание читателей к столь значимой проблеме, писатель рассказывает нам о человеке, вернувшемся с войны инвалидом. Размышляя над поднятым вопросом, Андреев обращает особое внимание на то, как близкие переживают за него: «А мать ползала у кресла и уже не кричала, а хрипела только…». Как показывает писатель, герой не понимает, почему его родные так странно себя ведут: «Отчего вы все так бледны, и молчите, и ходите за мною, как тени?».

Писатель заставляет нас задуматься о бессмысленности войны.

Позиция автора не выражена явно, но мы понимаем ее благодаря мыслям персонажа: «…и все они плакали, говорили что-то, валялись у моих ног и так плакали». Андреев подводит нас к выводу: война калечит судьбы людей и не важно выигран бой или нет, потери после этих страшных событий не сравнятся ни с чем.

Прочитав текст, заглянув в свою душу, я пришла к выводу о том, что полностью согласна с мнением Л. Н. Андреева. Война может коснуться каждого из нас. Она калечит и судьбы солдат, ушедших сражаться за свою Родину, и судьбы родных, которые их ждут.

В мировой литературе немало писателей, говоривших о том, что нет ничего страшнее войны. Обратимся к повести Елены Ильиной «Четвертая высота». Автор рассказывает нам об осиротевшей девушке Гуле Королевой, которая уходит на фронт. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • К.Я. Ваншенкин. Как влияет война на людей

Героиня сильно переживает из-за гибели своих близких, но, несмотря на свой юный возраст, решает сражаться за свою Родину. Девушка героически погибает. Когда читаешь это произведение, становится очень больно на душе. Никого эта история не сможет оставить равнодушным.

Приведу еще один аргумент. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» автор повествует о солдате Андрее Соколове, который потерял всех своих близких и каждый день боролся за свою собственную жизнь. На своем пути герой встречает еще более искалеченного судьбой маленького мальчика, оставшегося совсем одним. Шолохов показывает весь ужас пережитых страданий главного героя в описании его глаз, которые были будто бы подернутые пеплом. А маленький мальчик, измучившийся в такое тяжелое время без родителей, без их тепла и заботы, сразу признал в Андрее Соколове своего отца. Писатель говорит нам о том, что война не щадит никого, она бесчеловечна по своей сути.

Таким образом, удивительный по трогательности текст заставил меня всерьез задуматься о всем ужасе войны. За это я благодарна автору. Нет ничего страшнее этого. Ведь даже вернувшиеся солдаты не всегда могут продолжить спокойно жить дальше. Надеюсь, что мир больше никогда не столкнется с войной.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-02-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

C того момента, когда человек взял в руки обычную палку, он понял одну простую истину: агрессия по отношению к ближнему своему - это самый лёгкий способ добиться желаемого политического результата. Во все времена война была одним из основных промыслов человека. Целые народы и нации уничтожались, дабы другие могли заполучить желаемые блага. Таким образом, война является природным стремлением человека доминировать над себе подобными.

Для чего нужна военная агрессия?

Посредством войны можно получить абсолютное верховенство - именно этот факт и является ключевым для человека разумного. Также войну можно рассматривать как необходимый элемент самой жизни человека. Например, война за ресурсы будет необходимой для народа, который не имеет практически никаких залежей полезных ископаемых. С экономической точки зрения войну можно охарактеризовать как выгодное вложение, позволяющее в будущем принести не только прибыль, но и определённые нематериальные блага: власть, первенство, влияние и т. п.

Структура влияния войны

В теории государства и права существует своеобразная теория происхождения государственного строя. Она гласит, что государство как таковое появилось вследствие насилия, то есть путём многочисленных завоеваний человечество отошло от первообщинного строя. Все приведённые факты позволяют увидеть фактическое содержание войны как фактора. Однако углубляясь в теоретические размышления по поводу войны, многие забывают рассмотреть ее как процесс, который имеет определённое влияние и последствия. Исходя из этого, влияние и последствия можно рассматривать в трёх основных уровнях, а именно: как война влияет на человека, на социум, на государство. Каждый фактор следует рассматривать в строгой последовательности, так как каждый структурный элемент связан с последующим, более важным.

Влияние войны на человека

Жизнь любого человека насыщена огромным количеством факторов, которые негативно влияют на его благосостояние, но не существует настолько отрицательного фактора, как война. Воздействует на человека этот фактор с силой атомной бомбы. Прежде всего, удар приходится на психическое здоровье. В этом случае мы не рассматриваем тренированных солдат, так как они с первых дней своего обучения нарабатывают всевозможные практические навыки, которые в дальнейшем помогают им выжить.

Прежде всего, война - это огромный стресс для обычного человека, вне зависимости от его социального или материального положения. Военная агрессия подразумевает вторжение войск другой державы на территорию родной страны человека. Стресс будет присутствовать при любых обстоятельствах, даже если боевые действия не ведутся в городе его пребывания. В этом случае состояние человека сравнимо с эмоциональным состоянием кота, которого попросту кинули в воду. Именно этот способ наиболее красочно описывает, как война влияет на человека.

Но стресс является первичным эффектом. За ним обычно следует непреодолимый или потери чего-то или кого-то близкого. В таком состоянии все мыслительные процессы и жизненная активность человека притупляются. По прошествии некоторого времени, а оно для каждого человека разное, практически каждый свыкается с мыслью неизбежности своего положения. Страх и стресс отходят на второй план, и приходит чувство угнетённости. Этот эффект особенно проявляется в местах оккупации.

Влияние войны на детей

В процессе рассмотрения темы невольно возникает вопрос о том, как влияет война на детей.На сегодняшний день психологические исследования, проведённые с детьми, которые выросли или родились во время войны, показали следующие факты. В зависимости от отдалённости театра боевых действий, от места проживания ребёнка, воспоминания достаточно разные. Чем ребёнок меньше, тем менее заметным для него станет влияние войны. Также достаточно сильным фактором является отдалённость жилого пункта от зоны боевых действий. Когда ребёнок живёт в месте, где царит ужас, страх и разруха, то его нервная система будет очень сильно страдать в будущем. Невозможно сказать однозначно, как влияет война на детей. Всё будет зависеть от конкретного жизненного факта. В случае с детьми невозможно найти закономерность, потому что ребёнок - это не сформировавшийся социально и материально человек.

Влияние войны на социум

Итак, мы узнали, как война влияет на человека. Аргументы приведены выше. Но человека нельзя рассматривать с точки зрения одного индивида, потому что он живёт в окружении других людей. Как влияет война на страну и на население этой страны?

Как геополитическое явление она оказывает крайне негативный эффект. Находясь в постоянной панике и страхе, социум отдельной страны начинает деградировать. Особенно это прослеживается в первые годы войны. Следует помнить, что социум - это определённое количество людей, которые проживают на одной территории и связаны друг с другом общественными, экономическими и культурными отношениями. В первые годы войны все эти отношения полностью ломаются. Социум как таковой вообще перестаёт существовать. Есть нация, но свою социальную связь каждый отдельный человек теряет. В последующие годы все указанные выше связи могут восстановиться, например в виде Однако в данном случае задача таких социальных связей формируется, исходя из поставленной задачи, а она достаточно проста - исключить вражеские силы на своей территории. Также в первые годы войны будет наблюдаться подъём асоциальных элементов. Будут учащаться случаи мародёрства, бандитизма и других преступлений среди населения.

Как война влияет на государство

С точки зрения международного права объявление войны влечёт за собой разрыв дипломатических и консульских отношений. Во время военных действий государства пользуются не нормами международного права, а нормами международного Не стоит также забывать и о реакции международного сообщества на Воинственные страны выделяются, при этом помощь им может оказываться исключительно мировыми межправительственными организациями, такими как ООН, ОБСЕ и другими. Конечно, оказывать помощь могут и обычные страны, но в таком случае это будет расцениваться как принятие одной из воинствующих сторон. Помимо сугубо правовых последствий, военные действия наносят огромный урон населению страны, которое уменьшается вследствие повышенной смертности.

Нужно также учитывать, как война влияет на экономику страны. При ведении государством полнофронтовых военных действий с учётом мобилизации всего массива вооружённых сил экономика страны невольно начинает работать на процесс войны в целом. Очень часто предприятия, которые ранее занимались изготовлением каких-либо гражданских вещей или техники, меняют квалификацию и начинают заниматься изготовлением необходимых военных вещей. Также на войну расходуют огромное количество денежных средств. Даже с учётом конечного позитивного результата - победы - нельзя сказать, что война - это позитивный для экономики фактор.

Таким образом, достаточно неоднозначно обстоит дело с ответом на вопрос о том, как влияет война на страну. Государство и его экономика находятся в неразрывной связи между собой, но последствия от влияния военных действий совершенно разные.

Заключение

В статье было рассмотрено то, как война влияет на человека, на социум и на государство. Учитывая все приведённые аргументы, можно с уверенностью сказать, что любое влияние войны будет крайне негативным.

Образование

Влияние войны на судьбу человека. Как влияет война на судьбы и жизни людей?

23 декабря 2015

Влияние войны на судьбу человека - тема, которой посвящены тысячи книг. Что собой представляет война, теоретически знает каждый. Тех, кто ощутил на себе ее чудовищное прикосновение, значительно меньше. Война - постоянный спутник человеческого общества. Она противоречит всем нравственным законам, но, несмотря на это, с каждым годом число людей, пострадавших от нее, растет.

Судьба солдата

Образ солдата всегда вдохновлял писателей и кинематографистов. В книгах и фильмах он вызывает уважение и восхищение. В жизни - отстраненную жалость. Государству солдат нужен в качестве безымянной живой силы. Его искалеченная судьба может волновать лишь близких. Влияние войны на судьбу человека неизгладимо, независимо от того, что послужило причиной участия в ней. А причин может быть много. Начиная от желания защитить родину и заканчивая стремлением заработать. Так или иначе, выиграть в войне невозможно. Каждый ее участник заведомо побежден.

В 1929 году в свет вышла книга, автор которой за пятнадцать лет до этого события мечтал во что бы то ни стало попасть в горячую точку. На родине ничего не будоражило его воображения. Он хотел увидеть войну, поскольку считал, что лишь она сможет сделать из него настоящего писателя. Мечта его сбылась: он получил множество сюжетов, отразил их в своем творчестве и стал известен на весь мир. Книга, о которой идет речь, - «Прощай, оружие». Автор - Эрнест Хемингуэй.

О том, как влияет война на судьбы людей, как убивает и калечит их, писатель знал не понаслышке. Людей, имеющих к ней отношение, он подразделял на две категории. К первой относил тех, кто сражается на передовой. Ко второй - тех, кто разжигает войну. О последних американский классик судил однозначно, полагая, что зачинщиков следует расстреливать в первые дни военных действий. Влияние войны на судьбу человека, по мнению Хемингуэя, убийственно. Ведь она является не чем иным, как «наглым, грязным преступлением».

Иллюзия бессмертия

Многие молодые люди начинают воевать, подсознательно не догадываясь о возможном финале. Трагический конец в их мыслях не соотносится с собственной судьбой. Пуля настигнет кого угодно, но не его. Мину он сможет благополучно обойти. Но иллюзия бессмертия и азарт рассеиваются как вчерашний сон в ходе первых боевых действий. И при удачном исходе домой возвращается иной человек. Возвращается он не один. С ним война, которая становится его спутницей до последних дней жизни.

Видео по теме

Жажда мести

О зверствах русских солдат в последние годы стали говорить почти открыто. Переведены на русский язык книги немецких авторов, очевидцев марша Красной Армии на Берлин. Чувство патриотизма на некоторое время ослабло в России, что дало возможность писать и говорить о массовых изнасилованиях и нечеловеческом зверстве, производимом победителями на территории Германии в 1945 году. Но какова должна быть психологическая реакция человека после того, как на родной земле объявился враг, уничтоживший его семью и дом? Влияние войны на судьбу человека беспристрастное и не зависит от того, к какому лагерю он принадлежит. Жертвами становятся все. Истинные виновники подобных преступлений остаются, как правило, безнаказанными.

Об ответственности

В 1945-1946 годах в Нюрнберге состоялся процесс, призванный судить руководителей гитлеровской Германии. Осужденные были приговорены к смертной казни либо длительному заключению. В результате титанического труда следователей и юристов были вынесены приговоры, соответствующие тяжести совершенного преступления.

После 1945 года войны продолжаются по всему миру. Но люди, развязывающие их, уверены в своей абсолютной безнаказанности. Более полумиллиона советских солдат погибло во время Афганской войны. Приблизительно четырнадцать тысяч российских военнослужащих составляют потери в Чеченской войне. Но за развязанное безумие никого не наказали. Из виновников этих преступлений никто не погиб. Влияние войны на человека от того страшнее, что в некоторых, хотя и редких случаях, оно способствует материальному обогащению и укреплению власти.

Война - благородное дело?

Пятьсот лет назад предводитель государства лично вел своих подданных в атаку. Он рисковал так же, как и рядовые бойцы. За последние двести лет картина изменилась. Влияние войны на человека стало глубже, оттого что нет в ней справедливости и благородства. Военные вдохновители предпочитают отсидеться в тылу, спрятавшись за спинами своих солдат.

Рядовые бойцы, оказавшись на передовой, руководствуются стойким желанием спастись любой ценой. Для этого существует правило «выстрели первым». Тот, кто стреляет вторым, неизбежно погибает. И солдат, нажимая на курок, уже не задумывается о том, что перед ним человек. В психике происходит щелчок, после которого жить среди людей, не сведущих в ужасах войны, тяжело, почти невозможно.

В Великой Отечественной войне погибло более двадцати пяти миллионов человек. Каждая советская семья познала горе. И это горе оставило глубокий болезненный отпечаток, который передался даже потомкам. Женщина-снайпер, на счету которой 309 жизней, вызывает уважение. Но в современном мире бывший солдат не найдет понимания. Рассказы о его убийствах, скорее, вызовут отчуждение. Как влияет война на судьбу человека в современном обществе? Так же, как и на участника освобождения советской земли от немецких оккупантов. Разница лишь в том, что защитник своей земли был героем, а кто воевал с противоположной стороны - преступником. Сегодня же война лишена смысла и патриотизма. Не создана даже вымышленная идея, ради которой она разжигается.

Потерянное поколение

О том, как влияет война на судьбы людей, писали Хемингуэй, Ремарк и другие авторы XX столетия. Человеку незрелому чрезвычайно сложно в послевоенные годы адаптироваться к мирной жизни. Они еще не успели получить образование, их нравственные позиции до появления на призывном пункте были неокрепшими. Война разрушила в них то, что еще не успело появиться. И после нее - алкоголизм, самоубийство, безумие.

Эти люди никому не нужны, они потеряны для общества. Есть только один человек, который примет искалеченного бойца таким, каким он стал, не отвернется и не откажется от него. Этот человек - его мать.

Женщина на войне

Мать, которая теряет своего сына, не способна смириться с этим. Как бы героически ни погиб солдат, с его смертью никогда не сможет смириться женщина, которая его родила. Патриотизм и высокие слова теряют смысл и становятся нелепыми рядом с ее горем. Влияние войны на жизнь человека становится невыносимым тогда, когда человек этот - женщина. И речь идет не только о солдатских матерях, но и о тех, кто наравне с мужчинами берет в руки оружие. Женщина создана для зарождения новой жизни, но не для ее уничтожения.

Дети и война

Чего не стоит война? Она не стоит человеческой жизни, материнского горя. И она не способна оправдать ни единой слезы ребенка. Но тех, кто зачинают это кровавое преступление, не трогает даже детский плач. Мировая история полна ужасных страниц, которые повествуют о зверских преступлениях против детей. Несмотря на то что история является наукой, необходимой человеку во избежание ошибок прошлого, люди продолжают их повторять.

Дети не только гибнут на войне, они погибают и после нее. Но уже не физически, а морально. Именно после Первой мировой войны появился термин «детская беспризорность». Это социальное явление имеет разные предпосылки для возникновения. Но самая сильная из них - война.

В двадцатые годы осиротевшие дети войны наполнили города. Им пришлось учиться выживать. Делали это они с помощью попрошайничества и воровства. Первые шаги в жизни, в которой их ненавидят, превратили их в преступников и безнравственных существ. Как влияет война на судьбу человека, который только начинает жить? Она лишает его будущего. И только счастливый случай и чье-то участие могут сделать из ребенка, лишившегося родителей на войне, полноценного члена общества. Влияние войны на детей имеет столь глубокое действие, что стране, которая участвовала в ней, приходится страдать от ее последствий десятилетиями.

Воюющих сегодня подразделяют на «убийц» и «героев». Они не те и не другие. Солдат - это тот, кому не повезло дважды. Впервые - когда он попал на фронт. Во второй раз - когда оттуда вернулся. Убийство угнетает внутренний мир человека. Осознание приходит иногда не сразу, а значительно позже. И тогда в душе поселяется ненависть и желание мести, что делает несчастным не только бывшего солдата, но и его близких людей. И судить за это необходимо организаторов войны, тех, кто, по словам Льва Толстого, будучи самыми низкими и порочными людьми, получили в результате осуществления своих планов власть и славу.

Солдаты, прошедшие войну, видели такое, что обычным людям бывает недоступно. И именно поэтому им нужна помощь психолога для того, чтобы вернуться к обычной жизни.

Психика людей, которые находятся на войне, перестраивается под ее потребности. И после того, как человек попадает в мирную обстановку, он становится неприспособленным к ней. Его мнение отличается от мнения окружающих. А психика солдата после военных действий не хочет воспринимать спокойствие .

Прежде всего эта неприспособленность сказывается на стандартных ценностях общества. Все становится для человека бессмысленным. На войне важно то, что враг – есть враг. И когда солдат с ним сталкивается, ему нужно принимать быстрые решительные действия. Есть одно единственное правило:

«если ты не убьешь противника, тогда он убьет тебя»

В мирном обществе такие методы борьбы с врагом не признаются по закону. И это становится серьезной проблемой для тех людей, которые привыкли быстро реагировать на любую опасность. От этой привычки очень сложно избавиться, поэтому зачастую солдатам после войны требуется восстановление психики, которое будет выполнено профессиональным врачом.
Работа - чрезвычайно трудна. У солдат, как правило, появляются такие проблемы, которые сложно встретить у обычных людей. Военная жизнь требует четкого подчинения, таким образом, подавляя свободную волю человека. Картины боевых действий находят свое место в памяти мужчины, и их очень сложно забыть. Война навсегда накладывает свой отпечаток на психику, сознание и поведение солдата. А общество, которое относится к ним с опаской, только усугубляет положение.
Кроме того, те люди которые прошли войну, зачастую видят кошмары, их преследуют ужасные воспоминания и лица погибших товарищей. Психика и война – две несовместимые вещи. Нормальным человек никогда не останется после того, как увидит столько боли и страдания. Особенно, если во время боевых действий были получены травмы. Восстановиться окончательно, к сожалению, уже никогда не получится. Но сделать шаги к выздоровлению – вполне возможно!

Влияние войны на психику очевидно, но стоит помнить, что зависит от многих важных факторов, например:

  • Встреча с родными и близкими после возвращения домой;
  • Общественная благодарность за выполнение долга перед Родиной;
  • Доступность льгот и повышение социального статуса;
  • Новая интересная работа;
  • Ведение общественной жизни;
  • Общение.

Проблема влияния войны на человека.
Какое воздействие на человека оказывают ужасы войны? Какое влияние на человека оказывает увиденное на войне? Как изменяется человек, побывавший на войне?

Позиция
Война изменяет человека. Война калечит душу человека. Человек, побывавший на войне, никогда не будет прежним.

Григорий Бакланов. Рассказ «Нездешний»
Главный герой рассказа, журналист Павел, побывав в Чечне, возвращается домой (приезжает в отпуск). Увидев своими глазами, что такое война, герой чувствует себя дома чужим, нездешним. В разговоре с горничной он говорит о том, что человек, побывавший на войне, никогда не сможет её забыть. Война изуродовала, искалечила его душу. Отрывок из текста: «- Вообще-то ты права. Только что ты про эту войну знаешь? Если вам рассказать, что там на самом деле и как... - он потянулся закурить, пачка была пуста. - Когда-нибудь расскажу. <…> - Ничего вы не знаете. Да и хотите ли знать? Он пришел туда человеком, а побыл, глянешь на него... Ладно!»