Современность звучания пьесы гоголя ревизор. Сочинение на тему: Актуальность комедии Ревизор, Гоголь

Н. В. Гоголя “Ревизор”.) Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века. В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии - комедии “Ревизор”. Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, “чисто русский анекдот”, обещая, что сделает из него комедию, которая получится “смешнее черта”. Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону.

Нужна шпаргалка? . Литературные сочинения!

Янв 19 2014

“Собрать в кучу все дурное…” (Сатирическое звучание Н. В. Гоголя “Ревизор”.) Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века. В октябре 1835 года Н. В. Гоголь приступил к созданию своей, пожалуй, лучшей комедии - комедии “Ревизор”. Немного раньше в письме к А. С. Пушкину Гоголь просил подсказать ему какой-нибудь новый сюжет, “чисто русский анекдот”, обещая, что сделает из него комедию, которая получится “смешнее черта”. Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону.

В декабре 1835 г. была закончена и в следующем году поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге. Она пользовалась необычайным успехом; ее с большим удовольствием посмотрел сам Николай I и заметил, что в “всем досталось”, а больше всего ему. Что же вызывало смех у зрителей? Прежде всего - персонажи комедии. Гоголь показал невероятно смешные и в то же время чрезвычайно достоверные, узнаваемые типы людей. Перед нами предстают не просто отдельные чиновники некоего провинциального городка, а целые собирательные образы.

Каждый из них по-своему смешон и по-своему типичен. Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - “уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему ”, прошедший всю служебную лестницу и знающий все порядки, умеющий брать взятки и ловко давать их. Судья Ляпкин-Тяпкин прочел “пять или шесть книг” и потому считается чуть ли вольнодумцем и якобинцем. Попечитель богоугодных заведений Земляника, несмотря на свою толщину и внешнюю неповоротливость, - большой “проныра и плут”; он очень услужлив и суетлив, любит доносить на своих сослуживцев.

Почтмейстер Шпекин -”простодушный до наивности человек”, обожающий читать чужие письма и наиболее понравившиеся даже оставляет себе на память и читает вслух своим знакомым. Главный персонаж комедии - Хлестаков - молодой человек лет двадцати трех, несколько приглуповатый и “без царя в голове”. Как мы видим, все без исключения персонажи комедии охарактеризованы автором весьма саркастично.

Гоголь широко использует прием “говорящих” имен. Чего стоят только фамилии местных полицейских: Уховертов, Держиморда, Свистунов. А судья Ляпкин-Тяпкин; а доктор Гибнер, явно его фамилия образована от глагола “гибнуть”.

Чрезвычайно смешон и сюжет комедии. Чиновники, напуганные известием о приезде тайного ревизора, принимают мелкого чиновника Хлестакова за важную шишку. Они заискивают перед ним, всячески ублажают его, дают ему деньги. И это при том, что сам Хлестаков почти до конца действия так и не понимает, за что же ему оказаны такие почести. Он ни своим внешним видом, ни поведением нисколько не напоминает настоящего ревизора.

Хлестаков, кажется, ведет себя очень глупо, постоянно проговаривается, выдает свое истинное положение: он на дружеской ноге с “самим” начальником отделения его даже хотели сделать коллежским асессором; он живет на четвертом этаже в доходном доме, где селились только мелкие чиновники. После обеда опьяненный вином и всеобщим почтением Хлестаков начинает уже хвастать без удержу: он близко Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч. ру знаком с самим Пушкиным; сам пишет; его перу принадлежат известные произведения; его боится государственный совет и скоро произведут в фельдмаршалы…

Любой человек сразу бы мог “раскусить” Хлестакова; но чиновники настолько испуганы, что принимают его откровенную ложь за чистую монету и ничего не подозревают до самого конца - до чтения хлестаковского письма. Почему так происходит? Потому, что каждый из чиновников чувствует за собой определенные “грешки”. Персонажи комедии представляют собой “корпорацию разных служебных воров и грабителей”, как написал В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю.

Городничий, например, беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Он обложил местных купцов своеобразной данью; получает от них подношения и следит лишь за тем, чтобы каждый получал в соответствии с чином. “Смотри! не по чину берешь!” - распекает он квартального, который вместо положенных “по чину” двух аршин сукна взял у купца намного больше.

Судья Ляпкин-Тяпкин открыто признает, что берет взятки, но борзыми щенками, и это как бы за взятки не считается. И сам Городничий стремится при встрече с “ревизором” Хлестаковым первым делом дать ему взятку и радуется, когда тот берет деньги. Можно сказать, что это уже стало нормой в городе.

Но Гоголь не случайно выбирает для действия комедии этот ничем не примечательный уездный город; тем самым он как бы подчеркивал, что подобные нравы распространены по всему государству и в этом городе, как в капле воды, отразилась вся Россия. Такие городничие, судьи, попечители, почтмейстеры были в каждом малом и великом городе Российской империи; и поэтому смех Гоголя - это горький смех: ему было больно и стыдно видеть все это. В “Ревизоре” Гоголь выступает как драматург-новатор. Он первым так достоверно показал на сцене российскую действительность.

Это реалистическая комедия, хотя содержит в себе элементы типичной “комедии нравов” и “комедии положений”. Но для писателя было важным не рассмешить зрителя, а высмеять определенные пороки общества. Не случайно взял в качестве эпиграфа к пьесе пословицу “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.

И драматургический конфликт в комедии не любовный, как было обычно, а социальный. Гоголь нарушает традиции “классической” комедии и создает новую, реалистическую русскую комедию, получившую развитие в Островского и Чехова.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » “Собрать в кучу все дурное…” (Сатирическое звучание комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”.) . Литературные сочинения!

>Сочинения по произведению Ревизор

Актуальность комедии

Назвать комедию «Ревизор», классическую пьесу пера Н. В. Гоголя просто актуальной, пожалуй, мало – она вечная «рукописи не горят». И дело не только в продажных чиновниках и коррупции, а в самих человеческих пороках, ведь именно их Николай Васильевич высмеивает в бессмертном произведении.

В пьесе нет ни одного положительного героя, каждый персонаж – это скопление отрицательных качеств. Всех чиновников волнует власть и обогащение собственных карманов, судьба городка их не волнует. Даже перед страхом ревизии городничий лишь делает вид бурной деятельности. Не правда ли знакомая ситуация? Когда в городе перед приездом начальства начинают создавать видимость благоустройства города.

Одним из самых страшных представителей чиновничества является Земляника Артемий Филиппович . В больницах с его легкой руки пациенты «все как мухи выздоравливают», а в случае лечения рассчитывает на фатум, в ключе: если суждено, то больной поправится, и никакие лекарства не нужны. К слову, сегодняшняя медицина работает по такому же образу и подобию – лекарства прописывают исходя из контрактов, а лечат, в большинстве случаев, рассчитывая на русский «авось». Кроме этого попечитель богоугодных заведений человек очень подлый и готов ради своей цели идти по трупам. Он с легкостью доносит на своих товарищей чиновников лже-ревизору.

А как часто нам приходится сталкиваться с людьми, типа судьи Ляпкина-Тяпкина , которые находятся не на своем месте, пренебрегают своими обязанностями, да и вообще, по сути, пустые люди.

В общем, представитель власти все как один демонстрируют безнравственность, невежество, жадность, лживость, произвол и чувство наживы. Но есть в произведении человек иного круга – Хлестаков . Это глупый, трусливый человек «без царя в голове», который «говорит и действует без всякого соображения». Вся особенность его образа в том, что в своем хвастовстве и лжи он настолько уверен, что не только заставляет поверить окружающих в выдуманную фантасмагорию, но и сам начинает верить в свой обман. Увы, на сегодняшний день социальные сети переполнены такими Хлестаковыми, любителями пустить пыль в глаза, можно сказать, что «хлестаковщина» - это эпидемия современности.

Комедию «Ревизор» Гоголь, как известно, создавал, воспользовавшись идеей, подаренной Пушкиным. Прототипом самозванца-ревизора послужила реальная историческая личность - некто Павел Свиньин. Сложную и интересную задачу - собрать воедино и высмеять российский механизм губернской власти - преследовала комедия, которую написал Гоголь, «Ревизор».

Герои произведения - типичные современники автора «Диканьки»: городничий Сквозник-Дмухановский, берущий крупные взятки и знающий все про всех; судья Ляпкин-Тяпкин, «вершащий правосудие» исходя из личной выгоды и «вертящий законом как дышлом»; хронически трусливый смотритель училищ Хлопов, «протухший луком», боящийся и начальства, и подчиненных; бессовестный попечитель богоугодных заведений Земляника (у которого люди в больницах умирали как мухи); нечистоплотный почтмейстер Шпекин, вскрывающий конверты и читающий письма «из любопытства». Всю сущность деятельности власти: внешне - суетливые хлопоты, глубже - взяточничество, воровство показал Н. В. Гоголь. «Ревизор» также исчерпывающе четко определяет, что побуждает этих людей к совместной деятельности. Все предельно просто - запущенный городничим механизм страха потери «места». Ведь все про всех известно. Каждый «сидит на своем шестке». Поразительно, что сам Антон Антонович (городничий), преступая закон больше других, искренне считает себя носителем морали и верующим человеком.

Мелкий ничтожный чиновник Хлестаков, презираемый даже слугой Осипом, волею случая проездом остановился в гостинице губернского города. Он следует в Саратов к отцу. Его успехи по службе - не блестящи. Отец, очевидно, собирается сделать сыну «внушение» и «перезагрузку» его служебной карьеры. Но двадцатитрехлетний оболтус проигрывает карманные деньги, оставшись «на бобах». В это время записные сплетники и болтуны, помещики Бобчинский и Добчинский, подстегиваемые эгоистическим желанием - первыми «вычислить» приехавшего в город ревизора, решают в силу своего скудоумия, что Хлестаков - ревизор.

Гоголь показывает, как им удается убедить в этом даже городничего. Далее начинается цирк. Хлестаков, поняв, за кого его принимают, решается на отчаянный обман, представившись как ревизор из столицы. Молодой человек не отягощен ни умом, ни совестью, ни порядочностью. Он врет вдохновенно и самозабвенно о своих высоких связях и покровителях. Просит у высоких чиновников, начиная с городничего, деньги в долг. Те охотно их дают, даже не предполагая их возврата, считая переданную Хлестакову сумму банальной очередной взяткой. Когда же молодой пройдоха, сватаясь к дочери городничего, одновременно «подбивает клинья» к его супруге - достигается кульминация комедии «Ревизор». Гоголь, впрочем, не доводит дело до свадьбы. Обманщик, послушавшись мудрого слугу Осипа, удирает от скорого разоблачения, прихватив деньги.

В конце пьесы персонаж Сквозника-Дмухановского «глаголет горькую истину» уже устами автора, сказав ключевую фразу, что описанная в комедии анекдотическая ситуация - смех россиян над собой. Заканчивается произведение знаменитой сценой «остолбенения» губернского бомонда от полученной новости о приезде в город настоящего ревизора.

Современен ли «Ревизор»? Гоголь, кстати, давно знаком израильским театральным зрителям. Настоящий успех к постановке комедии пришел после локализации сюжета и полного переноса его на почву данной страны. Израильская режиссура исходит из того, что классический драматург Гоголь дал главное - инструмент постановки пьесы, но современные городничие, судьи, попечители заведений - гораздо изощренней первоначально показанных писателем. Поэтому постановка сделана на современном разговорном языке, с применением сленга. Успех превзошел все ожидания. Внутренний потенциал, присущий идее Гоголя, позволил в дальнейшем автору израильского спектакля писать сценарий целого сериала, который также оказался востребованным.

Сочинение на тему «Чем актуальна комедия «Ревизор» в наше время?»

Комедия Гоголя «Ревизор» является уникальной в своем роде потому, что высмеивает те пороки и черты общества, о которых долгое время было принято молчать. Сатирическая комедия описывает обыденную жизнь уездного города N, в котором творится совершенный беспорядок. Самодуры чиновники и бесхребетный народ – вот основные жителя городка.
Управляет городком — «положительный» герой Антон Антонович. Для этого человека есть лишь два главных аспекта в жизни – деньги и власть. Ему не составит труда обмануть несчастных жителей на суде или позволить человеку умереть в здании больницы. Все это лишь мелочи, стоящие на пути к «истинному» богатству. Все средства, которые должны послужить на благо города, постоянно устремляются в карман управляющего.
Когда Антон Антонович узнает о скором визите ревизора, он стремительно создает вид активной деятельности и заботы о милом городе. Он напуган тем, что его могут разоблачить и лишить власти, поэтому он так усердно создает видимость благоустройства города. Многие реальные чиновники нашей страны не ушли далеко от персонажа Гоголя. Многие губернаторы и сейчас тратят деньги бюджета на свои нужды и совершенно в этом не раскаиваются.
Городничий раздает приказы своим подчиненным по поводу других сфер деятельности в городе, и читатель с ужасом узнает, что и там дела обстоят весьма плохо. К сожалению, такая тенденция замечается и на сегодняшний день во многих городах нашей Родины.
Все «важные» люди города погрязли в коррупции. Врач не будет лечить больного должным образом, если он не даст взятку. Чиновники видят в народе не людей, а способ обогатить свои карманы, поэтому жизнь в городке становится невыносимой. Такое не редко происходит и в современности.
Гоголь описал не конкретных людей в своем комедии, а те пороки и грехи, которые, к сожалению, присущи и современному обществу. Поэтому вопросы нравственности и морали, освещенные в произведении, остаются актуальными и по сей день.

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Народная пословица

Николай Васильевич Гоголь - замечательный русский писатель, умевший подметить и высмеять отрицательные стороны российской действительности.

Наряду с Фонвизиным и Грибоедовым Гоголь стоял у истоков создания репертуара русского национального театра. Его возмущали сплошь переводные пьесы, которые ставились на сценах театров России. “Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский люд?” - писал он в 1835 году.

“Ревизор” и был той комедией, где выведены на сцену “русские характеры”. “Наши плуты” были высмеяны, но сверх того были вскрыты общественные пороки и социальные язвы, порожденные самодержавным строем. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди чиновников всех уровней, были с такой яркостью и правдивостью показаны Гоголем, что его “Ревизор” приобрел силу документа, обличающего существующий строй не только своего времени, но всей дореволюционной эпохи. Бесспорно, комедия “Ревизор” утвердила развитие критического направления драматургии, прежде всего Островского, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина.

Гоголь обладал даром обобщать свои наблюдения и создавать художественные типы, в которых каждый мог найти черты знакомых им людей. Сюжет “Ревизора”, взятый из жизни, действующие лица, чуть не каждому кого-то напоминавшие, а то позволявшие в них узнавать себя, делали комедию современной. Вся пьеса наполнена намеками, позволявшими зрителям ощущать современную Гоголю действительность. Гоголь говорил, что ничего не выдумывал в своей комедии. По его собственному признанию, только то ему удавалось, что он брал из жизни. Говоря о “Ревизоре”, автор признавался: “Я решил собрать все дурное, какое я только знал, и за один раз над всем посмеяться”. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловредность и постараться от них избавиться.

В замечаниях для господ актеров Гоголь лаконично и точно дает характеристики своим персонажам. Говорящие фамилии: Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин, лекарь Гибнер и откровенные реплики персонажей позволили Гоголю “сорвать маску” благопристойности, ханжества и показать всю неприглядность нечистоплотного на руку российского чиновничества.

Городничий - состарившийся на службе мошенник. Он умело пользуется своим служебным положением. Грубый и бесцеремонный с подчиненными, Антон Антонович готов идти на любые унижения, лишь бы сохранить свое доходное место. Настроение его меняется молниеносно: только что он трясся от страха, считая, что раскрыт ревизором, и тут же радуется, всучив Хлестакову взятку. К службе городничий относится формально. Она его средство унижать подчиненных, получать незаслуженную мзду. Выбившись из низов, Антон Антонович мстит окружающим за свои прошлые унижения.

Хлестаков в пьесе дан Гоголем мастерски. Он сначала говорит, а потом начинает думать. Окончательно завравшись, герой сам начинает верить в свою значительность. Речь его сбивчива и отрывочна. Он постоянно оговаривается, что живет на последнем этаже, что сидит в этом городке, потому что не имеет денег расплатиться в трактире, но его никто не слушает. Городничий, беседуя с Хлестаковым, совершенно не слышит собеседника. Он занят одним, как вручить взятку “ревизору” и умаслить его. Происходят странные вещи: чем правдивее Хлестаков, тем меньше ему веры и чем он больше лжет, тем лучше его слушают и больше верят.

Собеседники буквально на лету ловят любую небылицу, утверждающую их в мысли, что они беседуют с важным чиновником. И лишь письмо Ивана Александровича Тряпичкину в Петербург открывает глаза на действительность городничему и его окружению. Теперь уже Антон Антонович удивляется, как принял такого пустякового человека за важную персону: “Как я? нет, как я, старый дурак! Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе, ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. что губернаторов! нечего и говорить про губернаторов... Сосульку, тряпку принял за важного человека!..” Страшнее всего городничему, что попадет он щелкоперу в комедию, и будут над ним потешаться всем миром.

Да, смех - великое оружие. Люди, по признанию Белинского, согласны слыть злыми и жадными, жестокими и глупыми, но только не смешными.

К сожалению, жизнь доказывает обратное. Нет такого ревизора, которого нельзя было бы купить. Проходят десятилетия одно за другим, а комедия Гоголя “Ревизор” по-прежнему остается актуальной.